НАШ ЦИТАТНИК: «После 1 июля, если покупатель жилья не работает в IT и не может претендовать на семейную ипотеку, условия будут существенно отличаться. Не стоит рассчитывать на снижение цен на новостройки, на новые льготные программы, на низкую ключевую ставку...» Екатерина Немченко

4 мая, 19:29

«Окупить контейнерный проект можно и за год»

22 марта 2021 в 13:00

В 2020-м спрос на встроенные помещения в новых районах критически упал. Застройщики задумались о более концептуальном подходе к торговой и офисной инфраструктуре в жилых проектах. Практичным решением могут стать торговые центры и галереи из морских контейнеров, считает Станислав Ступников, партнёр и руководитель направления торговой недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость».

Станислав Ступников
Ступников Станислав
генеральный директор «МТЛ. Управление активами», партнер «БестЪ. Коммерческая недвижимость»
ГК «БестЪ»

Год пандемии оставил пустыми множество торговых помещений. Это произошло даже в очень выгодных локациях. Однако наиболее пострадали застройщики жилья, у которых в последние годы произошло явное перепроизводство коммерческих помещений.

Ещё три-четыре года назад ставки аренды на площади в новостройках составляли 2500-3500 руб. за кв.м в месяц. Инвесторам они обеспечивали доходность на уровне 10-12% годовых. Но в 2020-м платёжеспособные арендаторы закончились. Даже федеральные торговые сети сократили планы по открытию новых магазинов, не говоря уж о кафе, кальянных или салонах красоты. Встройки превратились в неликвид, по сравнению с которым даже дешёвые квартиры на первых этажах более востребованы.

Теперь застройщикам приходится думать о том, какое количество и качество встроек будет реально поглощено рынком. И искать свежие решения. Одним из них, на мой взгляд, могут стать контейнерные городки.

Строительство бизнес-центров, торговых галерей, шоу-румов и даже хостелов из морских контейнеров очень популярно за рубежом и пока недооценено в России. Возможно, контейнеры до сих пор ассоциируются у многих (и прежде всего – у чиновников) с ларьками, которые в «девяностые» сильно портили вид наших городов.

В Европе между тем оборот розничной торговли в контейнерах составляет 1,3 млрд евро. В контейнерах могут размещаться офисы IKEA и BMW.

ГК «БестЪ» изучила, как всё это работает с точки зрения конструктива, функционала, архитектуры. И решила доказать, что можно сделать такой проект в Петербурге, не превратив его в мини-рынок.

Пилотный проект AVENUE-BOX мы сейчас обкатываем в деловом квартале «Авеню» у Кантемировского моста. Сегодня это небольшая торговая галерея из шести контейнеров, где продают пончики, кофе, вполне качественную шаверму, открыт шоу-рум женской одежды и т.д. Но уже летом будет запущена вторая очередь: ещё одна точка общепита, шоу-румы одежды, мебели, бижутерии. В деловом квартале, где работают почти 6000 человек, также востребованы ремонт и продажа аксессуаров для мобильных устройств.

Есть план открыть два офиса в контейнерах на верхнем этаже паркинга БЦ «Авеню» – с видом на Неву, Лахту, Каменный остров. Идея в том, чтобы арендатор мог на машине подняться наверх, припарковаться и сразу пройти в свой офис. Для этого придётся поставить тридцатифутовые контейнеры с высотой потолка почти 3 м, сделать панорамное остекление с раздвижными рамами, качественную отделку, вентиляцию, кондиционирование, террасу с зеленью. Посмотрим, как всё это будет выглядеть и работать.

Почему мы думаем, что контейнерный городок – практичное решение не только для деловой застройки, но и для новых жилых кварталов?

Во-первых, оно недорогое. Цена нового двадцатифутового хай-кьюба – 200 000-300 000 рублей. Вместе с установкой (включая полную отделку, кондиционирование, вентиляцию, теплопакеты) себестоимость бокса, построенного на годы, в среднем составит 1 млн рублей.

Во-вторых, это мобильное решение. Есть два формата контейнеров – двадцати- и сорокафутовые. Из последних нетрудно сделать тридцатифутовые боксы. Получается конструктор из трёх элементов, которые можно объединять, разделять, ставить друг на друга и т.д. В итоге мы получаем мини-торговый центр из помещений правильной прямоугольной или квадратной формы без колонн. Идеально спланированное торговое пространство, которое легко увеличить, но можно и сократить.

В-третьих, такое решение полностью соответствует спросу на небольшие торговые площади по 30-50 кв.м, которые сейчас очень трудно найти. На открытие магазинчика или шоу-рума в контейнере у арендатора уходит не больше 10 дней. В AVENUE-BOX они сдаются по 4000 рублей за кв.м в месяц. В жилом квартале с хорошим трафиком ставка может быть и выше.

В-четвёртых, контейнеры могут стать органичным дополнением для микрорайонного торгового центра. Если вы грамотно проанализируете ситуацию, наверняка найдёте что-то, что необходимо жителям, но по каким-то причинам не поместилось в ТЦ. Возможно, в нём мало кафе из-за нехватки мощностей (распространённая проблема). И тогда в контейнерах можно создать мини-фудхолл. Продажа еды и продуктов станет точкой притяжения, которая будет работать и на торговый центр.

Как сделать контейнерный городок европейского уровня?

Как любой торговый проект, контейнерная галерея или ТЦ потребует грамотного маркетинга. Надо оценить локацию, тип и характер застройки, количество, социальный состав, доход и потребности тех, кто здесь живёт и работает, чтобы понять, сколько торговых площадей будет поглощено и какой «микс» имеет смысл делать.

Если это деловой квартал, значит, контейнерный ТЦ будет больше про кофе, еду и повседневные офисные потребности. Внутри жилой застройки «якорными» арендаторами контейнеров станут рестораторы. Остальные площади снимут под товары повседневного спроса и продукты (снеки, фрукты, хлеб и выпечку), под шоу-румы одежды и обуви, бытовые услуги (ремонт, пошив одежды).

Важно найти качественных операторов. Даже фастфуд, как показывает практика, можно делать креативно, модно, из хороших продуктов. И такие компании в Петербурге есть. Лучше провести тендер среди будущих арендаторов, чем сдать кому попало, пусть и по максимальной ставке.

Проект придётся согласовать с властями. Это значит, во-первых, что контейнерный городок и земельный участок должны совпадать по функциональному назначению. А во-вторых, предстоит сделать дизайн-проект, визуализировать его и убедить Комитет по градостроительству и архитектуре, что это красиво и соответствует концепции развития района и квартала.

Окупаемость контейнерного городка в деловой застройке составляет около двух лет. В жилом квартале – около полутора. Если удастся оптимизировать расходы: найти поставщика, который продаст контейнеры по приемлемой цене, отобрать надёжных и опытных подрядчиков, подвести коммуникации и обеспечить подключение, – окупить такой проект можно и за год.