Торговля слабеет
В торговых центрах Петербурга увеличилось количество свободных площадей.
По данным JLL, за полгода доля вакантных «квадратов» подросла на 1,2 п.п., достигнув 4,6%. Рост характерен
для всех типов торговых объектов, кроме аутлетов. Прежде столь ощутимое увеличение
вакантности наблюдалось только в связи с вводом новых крупных проектов, уточняют
консультанты. Но с начала года в городе не было открыто ни одного качественного
торгового комплекса.
Наибольшая доля площадей (7,4%) пустует в ТЦ, расположенных в центральной части города. За последние полтора года поведение покупателей изменилось: горожане предпочитают совершать покупки онлайн или рядом с домом.
«Третья волна пандемии привела к очередному закрытию фуд-кордов, – отмечает Наталия Киреева, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге. – В итоге с января петербургские торговые центры потеряли 31 заведение общепита, которые занимали 5000 кв.м. Всего же с начала пандемии в ТЦ прекратили работу 93 кафе и ресторанов».
В лидерах по закрытиям также магазины одежды и аксессуаров (37%), объекты развлечения (15%) и магазины детских товаров (9%). Так, например, прекратили работу несколько точек у сетей «Снежная Королева», Concept Club, «Парижанка», Reike и Prestige Baby. Многие собственники торговых комплексов, говорят в JLL, задумываются о переоборудовании кинотеатров под другой функционал. В ТЦ «ПИК», например, киноплощадку уже закрыли.
Запрашиваемые арендные ставки в этом году существенно не менялись. При этом в наиболее популярных торговых центрах скидки по арендной плате по-прежнему минимальны, как и доля свободных площадей.