НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

19 сентября, 02:55

«Способность менять формат делает бизнес устойчивым»

4 августа 2021 в 12:10

Для комплекса апарт-отелей VALO главный результат минувшего (кризисного!) года – показатель загрузки 85%. О том, как и за счёт чего удалось добиться такого результата, рассуждает Константин Сторожев, генеральный директор компании VALO Service.

Сторожев Константин Викторович VALO апартаменты
Сторожев Константин Викторович
генеральный директор VALO Service и УК VALO Hospitality
Комплекс апарт-отелей VALO

– Как у вас получилось выйти на такие цифры? Границы закрыты, в классических отелях среднегодовой показатель – 25%... 
– Высоких результатов удалось добиться прежде всего за счёт быстрого переключения с краткосрочной аренды на долгосрочную и обратно. Больше ни одна УК не переводит такой объём номеров (у VALO Service в управлении почти 1000 юнитов) из одного формата в другой. 

– Но ведь адаптивность – затратна. Нужны люди с новыми компетенциями, переобучение, изменение рекламной и маркетинговой стратегии – тоже не бесплатные удовольствия. Кроме того, в гостиничном бизнесе стабильность (возраст бизнеса, верность традициям) – одна из традиционных «фишек»: принимаем гостей с такого-то года... Как найти баланс между изменчивостью и стабильностью?
– В нашем случае основной показатель стабильности – доходность. Если инвестор получает постоянный и достойный доход, то и проект – стабилен. Всё остальное легко поддаётся изменениям – можно использовать персонал на аутсорсе, и тогда просто варьировать его численность. Можно ориентировать маркетинговую стратегию сразу на оба формата (долгосрочный и краткосрочный) и в случае необходимости просто усиливать один из них. Что касается компетенций персонала: переобучить отделы бронирования, чтобы они умели работать с обоими форматами, так или иначе пришлось всем участникам рынка – это просто новая реальность.
Если комплекс спроектирован так, что переключение с формата на формат в принципе возможно (позволяют технические площади, оборудование, ПО, бизнес-модель), остальное – дело техники.

– Как миновать ловушку инноваций, когда всё новое кажется лучше?
– Не вводить новшества ради новшеств. Просчитывать – какой доход принесёт внедрение той или иной инновации, как она окупится. Как и в любом бизнесе, в апарт-отелях все новые «фишки» и подходы должны быть экономически оправданы.

– Что помогает определить меру необходимых изменений?
– Рынок. В 2020 году многие отели закрылись именно потому, что оказались недостаточно адаптивны. Они физически не могли перестроиться на долгосрочный формат, потому что при проектировании не был заложен этот «запас прочности», например – в номерах банально нет кухонь, и, как ни крути, их не добавишь. И это – в то время, когда на рынке остался фактически один только долго- и среднесрочный формат. Рынок требовал возможности быстрого переключения. И гибкие форматы оказались готовы, а жёсткие, традиционные, – нет.

– Какие проблемы возникают при таком «гибридном» подходе?
– Кратко- и долгосрочная аренда  требует принципиально разных инвестиций. Если вы не заложили ещё на стадии проекта возможность переключения, вы не сможете это сделать при необходимости, в случае каких-то потрясений на рынке. Для «краткосрока» нужно больше технических помещений, больше персонала. Понадобятся или затраты на создание или обучение команды, или просто придётся увеличивать штат.
Продажи краткосрочных и долгосрочных контрактов – это разные специализации. Конечно, в идеале должны быть специалисты, умеющие работать в обоих режимах. Но это из области фантастики – таких на рынке просто нет. Пока (на практике) один отдел помогает другому по мере надобности.
Оценить дополнительные затраты, которые позволяют «переключать» объект из одного режима в другой, довольно сложно. Очень приблизительно – в пределах 5-7%.

– Как повлияло на сегмент апартаментов резкое сокращение турпотока?
– Рынок находится в сложном периоде. Практически нет иностранцев – это сильно поджимает экономику гостиничного бизнеса. Тем не менее: если валовый доход в апреле  2021-го принять за 100%, то май – 150%, июнь – 200%. В июне, конечно, сказались ПМЭФ и Евро-2021. Хотя мы все ждали от них большего. Обычный российский туризм так и не встал с колен.
Мы всё-таки оптимисты. Мир справится с этой напастью и начнёт путешествовать. Но пока даже в высокий сезон примерно треть наших номеров осталась в долгосрочном формате (в мае – 50%, в июне – 35%).
Теоретически можно уйти в специализацию. Сделать проект, ориентированный только на долгосрочную аренду. Это более спокойный, менее рискованный, но и менее доходный бизнес.
Гостиничный (краткосрочный) формат в начале этого года (с января по март) по доходу был ниже, чем долгосрочный. У традиционных гостиниц эти месяцы традиционно неприбыльны. Отельеры срывают куш в летний сезон.
Можно делать чистую гостиницу, ориентированную только на туристический поток. Это тоже понятный бизнес, с сезонностью и сильно зависимый от ограничений на въезде, но всё же. Правда, под такой проект сложнее привлекать долевых собственников. Значит, возникнет вопрос стоимости привлечённых денег... Оба формата – вполне понятны. И оба, на мой взгляд, уступают «гибридному» подходу, с возможностью переключения режимов. Это самый сложный вариант. И в плане управления, и по требованиям к программно-информационному обеспечению.
Но при нормализации туристического потока способность менять формат делает бизнес более устойчивым (особенно в кризис) и обеспечивает собственникам более высокий доход. 
В 2008-м, после мирового финансового кризиса, оказалось, что у нас дешёвая страна. У нас просел внутренний рынок, но к нам охотно поехали зарубежные туристы... Адаптивный формат повышает выживаемость бизнеса.

– Как вы оцениваете перспективы гостиничного бизнеса? Какие ещё проблемы предстоит решать?
– Самое сложное – видеть завтрашние задачи. Изменения происходят очень быстро. Сроки прогнозирования сокращаются. Критериев допустимой гибкости мы не знаем.
Но сейчас, например, очевидно, что широко распространённые (и широко используемые) гостиничные программы  для апарт-отелей не годятся. Ни одна гостиничная программа не готова ориентироваться и учитывать изменения условий. Они написаны много лет назад, маркетплейс к ним не приспособить.
С другой стороны, нам необходимо обеспечить сотрудничество с международными сетями, с операторами мирового уровня. Только это позволит обеспечить загрузку отеля и держать приемлемую стоимость номера. Значит, нам нужен открытый продукт, способный взаимодействовать с традиционным гостиничным ПО (например, программой OPERA).
В России много отечественных разработок. По оценкам экспертов, они в основном годятся для небольших отелей, условно – до 100-150 номеров. А если у вас 300 или 500 – это уже нереально.
Завтрашний успех в сфере гостеприимства во многом будет зависеть от развития и использования цифровых технологий, от их адаптирования к требованиям нашего рынка. 

Апарт-отель VALO
Апарт-отель VALO

  • Апарт-отель VALO включает три очереди, рассчитанные на 3655 апартаментов. Комплекс возводят напротив метро «Бухарестская». Первая и вторая очереди на 1575 номеров сданы в 2019 году и работают в составе проекта VALO Hotel City с весны 2020-го. Третья очередь на 2080 юнитов, в составе которой возводят четыре корпуса с разными гостиничными форматами, будет сдана в сентябре 2022 года.
  • Генеральный подрядчик первых двух очередей (1575 юнитов) – YIT, третьей очереди – TMG Group. 
  • Застройщик проекта – ООО «Галс». УК – ООО «Вало Сервис». Общий объём инвестиций в проект VALO составил 10,5 млрд рублей.
  • Комплекс апарт-отелей VALO – крупнейший проект апартаментов в Петербурге. Он объединяет шесть гостиничных форматов: VALO Long Stay Comfort, VALO Comfort 3*,VALO Business 3*+, VALO Long Stay Business, VALO Affordable Luxury и четырёхзвёздочный отель под брендом Mercurе (группа Accor Hotels). 
  • В первом петербургском отеле Mercurе будет 160 классических гостиничных номеров и 320 апартаментов под маркой Mercurе Apartments. Отель спроектирован с учётом требований Accor Hotels.
  • За «кризисный» год, с марта 2020-го по март 2021-го, апарт-отель VALO Hotel City принял 127 800 гостей.
  • Текущая доходность составляет 5-8% годовых. 
  • В компании VALO Service полагают: когда рынок восстановится и вернётся туристический поток, можно будет говорить о доходе до 15-17%.
  • Для инвесторов также важны показатели изменения стоимости лотов. В третьей (строящейся) очереди проекта с момента старта продаж подорожание составило 98%
  • В мае 2019-го средняя цена «квадрата» составляла 108 592 рубля, в июне 2021-го – 214 575 рублей.

______________________________________________________________________________________________

Публикация подготовлена редакцией NSP.RU в рамках тематического проекта "Прорыв года"