НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

23 апреля, 09:25

Лофт в исторической оправе

4 августа 2021 в 13:00

ГК «Балтийская коммерция» начала возводить ЖК бизнес-класса «Мануфактура Джеймс Бек» на Петроградской набережной, южнее дома 38. Дом назван в честь купца первой гильдии англичанина Джеймса Бека, основателя бумагопрядильной мануфактуры, и будет построен в стиле лофт. Речь идёт о переосмыслении сложившейся городской среды и сохранении духа старинной застройки. По сути, новый объект призван бережно «сшить» историческую ткань квартала.

Комплекс разместят на территории с богатой историей и инфраструктурой, в непосредственной близости от акватории Невы и шаговой доступности от Ботанического сада. Среди десятков исторических, послевоенных и современных построек находится монументальное здание Бумагопрядильной мануфактуры с башней (региональный памятник). Оно возведено в 1890–1900 гг. по проектам архитекторов Юлия Юльевича Бенуа и Фердинанда Логиновича Миллера. Это один из красивейших образцов промышленной архитектуры, сохранившийся на Петроградской стороне. 

Заказчиком выступал купец первой гильдии Джеймс Бек, который основал здесь бумагопрядильную фабрику. В 1910-м предприятие перешло под контроль представителя московской династии фабрикантов Н.Д. Морозова. В 1919-м фабрику национализировали и включили в состав предприятий «Петронитрика». В 1929-м её переименовали в Ленинградскую государственную бумагопрядильную фабрику им. 1 Мая. В 1953-м она вошла в состав прядильно-ниточного комбината имени С.М. Кирова, а впоследствии была передана НПП «Дальняя связь». 

Участок «Балтийской коммерции», где строится новый ЖК, находится аккурат напротив исторического здания мануфактуры. Можно сказать, что оно предопределило архитектуру нового комплекса. Отдавая дань промышленному прошлому и существующему окружению, «Студия 44» Никиты Явейна разработала проект в стиле лофт, ориентированный и на современную голландскую, и британскую архитектуру, и на особый характер Петроградской стороны. 

В результате получился разновысокий и живописный комплекс сложной конфигурации с крытыми галереями, колоннадами, башней; с различной фактурой и цветом отделочных материалов. В будущем он может стать архитектурной доминантой этого района. 

Компания «Балтийская коммерция» давно работает в центре города с его историческим наследием. Среди наиболее ярких её объектов –  уникальный комплекс «Дача Шварца» на 2-й Берёзовой аллее Каменного острова, который был восстановлен по чертежам и эскизам; отреставрированный особняк на Большой Морской, 32 (бывший Русский для внешней торговли банк); отремонтированный шедевр конструктивизма – здание электростанции фабрики «Красное знамя» на Пионерской улице, построенное по проекту Эриха Мендельсона.

ЖК бизнес-класса «Мануфактура Джеймс Бек»
ЖК бизнес-класса «Мануфактура Джеймс Бек»

«В условиях плотной исторической застройки необходимо учитывать множество регламентов, охранных режимов, СНиПов. Упомянутые Антоном Яр-Скрябиным нормы инсоляции – лишь вершина айсберга. Очень важны заложенные в проект технологии строительства: нужно работать так, чтобы не вызвать ни малейшей деформации соседних домов. Кстати, с проектами «Студии 44» таких нежелательных казусов ни разу не случалось. Мы – принципиальные противники подделок под старину, адепты современной архитектуры, отвечающей мировым тенденциям, а то и опережающей их. Видим свою задачу в развитии региональной школы, в создании авторской архитектуры. И не надо думать, что современную архитектуру рисовать легче, чем классику. Когда придумана общая объёмно-пространственная композиция, тут-то и начинается самое сложное, прорисовка деталей: какой элемент выступает из плоскости фасада, какой западает, каков процент оконных проёмов на фасадах, как привести всё это к тектоническому равновесию. Очень важен силуэт: в этом ЖК он разновысокий, и его делает живописным целый пазл пентхаусов. Ещё на богатство визуальных впечатлений работает смена фактур и цвета отделочных материалов, в этом проекте они то бордово-кирпичные, то светло- или тёмно-серые. Мы делаем всё, чтобы современная архитектура по пропорциональности и количеству визуальной информации не уступала исторической, и очень надеемся, что заказчик не станет упрощать проект и экономить на материалах. Это очень важно, чтобы здание стало архитектурным событием»

руководитель Архитектурная мастерская «Студия 44»
Явейн Никита Игоревич

«Очень сложно проектировать там, где уже есть среда, достаточно плотная окружающая застройка. Она задаёт тему и параметры нового объекта, которым ты должен следовать. Хорошо строить дом в чистом поле или когда объект – сам себе среда. К примеру, ЖК «Четыре горизонта» можно было сделать любым, потому что вокруг практически ничего нет, он сам задаёт последующую историю. А когда ты вписываешься в существующую застройку, тут другой подход, ты должен учитывать, что у тебя слева и справа, сзади; учитывать историю места. Это налагает на архитектора дополнительные обременения при работе над проектом. Мы не лезем в архитектуру, а предпочитаем работать с профессионалами. Говорят, что застройщик «рулит» архитектором. Ничего подобного, мы целиком доверились их чутью и профессионализму. Бюро Никиты Игоревича поддержало дух места: кирпич, промышленная архитектура, соответствующая цветовая гамма. Нам кажется, что у них получилось»

эксперт, индивидуальный предприниматель
Иван Архипов, директор по развитию ГК «Балтийская коммерция»
ЖК бизнес-класса «Мануфактура Джеймс Бек»
ЖК бизнес-класса «Мануфактура Джеймс Бек»

Антон Яр-Скрябин: 
«Диалог эпох стал для нас одним из главных вызовов»

О том, как старинное окружение задаёт тон современному дому, а жёсткие регламенты порождают оригинальные объёмно-планировочные решения, рассуждает Антон Яр-Скрябин, главный архитектор проекта, партнёр «Студии 44».

Яр-Скрябин Антон
главный архитектор проекта «Мануфактура Джеймс Бек», партнёр «Студии 44»

– Стоял ли перед вами вопрос выбора стиля для будущего комплекса? Или историческое окружение его продиктовало?
– Безусловно, контекст многое определяет. Мы ведь интегрируем ЖК в квартал с очень насыщенной историей. На участке некогда стояли корпуса Тюлевой фабрики XIX века архитектора Рудольфа Бернгарда. Однако они не дошли до нашего времени. Зато отлично сохранился образец кирпичной промышленной архитектуры – бывший производственный корпус Бумагопрядильной мануфактуры «Джеймс Бек», возведённый в 1909-м по проекту большого мастера – Юлия Юльевича Бенуа. Диалог с этим зданием стал одним из главных вызовов для архитектуры нового комплекса. Но не только. Там вообще довольно разномастное окружение: дореволюционные постройки, дома конца 1950-х, современное жильё и БЦ «Линкор». Задача была в том, чтобы наш объект соотносился не только с детищем Юлия Бенуа, но и со всем сложившимся окружением. Мы хотели, чтобы новый ЖК выступал катализатором ценности, «сшивал» пёструю ткань квартала в единое живописное полотно. Задача стояла «сделать место», создать маленький бриллиант в исторической оправе.
Мы изогнули дом меандром, чтобы получился парадный двор-курдонёр, раскрывающийся прямо на здание мануфактуры. Оформили первые этажи крытыми галереями с колоннадами, откуда можно любоваться красотой окружающей архитектуры. Это своеобразная дань произведению Бенуа. В объём с треугольным фронтоном «врезана» башня, чей силуэт рифмуется с трёхуровневой угловой башней здания мануфактуры. Эта башня маркирует в пространстве улицы как сам новый ЖК, так и вход на пешеходный променад, ведущий в глубь квартала. Эта внутриквартальная улица будет открыта для всех желающих. А в перспективе променада высится отреставрированная фабричная труба.

– Что за дом с островерхой кровлей, не очень типичный для петербургской застройки?
– Причина его появления прозаична: требовалось обеспечить инсоляцию соседних домов по ул. Чапаева. И такой абрис кровли чётко следует инсоляционной геометрии. Но нас эти ограничения воодушевили на создание действительно оригинальной вещи. Во всяком случае на 2017 год, когда мы начинали проектирование, таких треугольных фронтонов в Петербурге ещё никто не делал.

– Ваш заказчик принял проект сразу или пришлось его дорабатывать?
– С самого начала он нам говорил: хочу то, чего не было в нашем городе. И вот, когда увидел этот треугольный фронтон, сказал: Да! Круто! Я считаю, нам повезло с заказчиком, есть взаимопонимание и общее желание сделать заметную вещь, ориентированную и на современную голландскую, и британскую архитектуру, и на особый характер Петроградской стороны.

ЖК бизнес-класса «Мануфактура Джеймс Бек»
ЖК бизнес-класса «Мануфактура Джеймс Бек»

______________________________________________________________________________________________

Публикация подготовлена редакцией NSP.RU в рамках тематического проекта "Прорыв года"