«Социальный» эталон из прошлого
Знаменитые памятники архитектуры и вполне рядовые дореволюционные здания мы хотим увидеть под неожиданным углом, заглянув за эффектные фасады. Автор колонки – Пётр Кузнецов, директор компании «Конфидент».
Название: Гаванский рабочий городок
Адрес: Малый пр. В.О., 69–71, Гаванская ул., 47
Архитектор: Николай Всеволодович Дмитриев
Годы постройки: 1904–1908
В конце XIX – начале ХХ века на окраинах европейских городов в неприглядных бараках начали зарождаться революционные настроения. Осознав, что ужасный быт рабочих грозит массовыми волнениями, европейские власти с помощью архитекторов начали активно заниматься вопросами социального жилья. Даже великий Ле Корбюзье заявил: «Архитектура или революция». В это же время в России Максим Горький живописал моральное разложение людей, обитающих «на дне» в типичной ночлежке, и призывал уважать гордое имя «человек». В Петербурге, чтобы снизить социальное напряжение и улучшить жилищные условия малообеспеченных горожан, передовые промышленники начали строить для своих рабочих целые кварталы. Так появились городки Сан-Галли и Нобеля. Но лучшим градостроительным и социальным экспериментом того времени, который в полной мере дал возможность людям жить с самоуважением, стал жилой комплекс «Гаванский рабочий городок».
Для реализации идеи социальных «гигиенических жилищ» известный общественный деятель, учёный-юрист Дмитрий Андреевич Дриль организовал «Товарищество для борьбы с жилищной нуждой». Он смог привлечь не только значительные денежные пожертвования частных лиц, но и ссуду Министерства внутренних дел. Этих средств хватило и на покупку отдалённого, малопривлекательного земельного участка на Васильевском острове, и на строительство жилого комплекса, который стал прообразом типовых микрорайонов. Гражданский инженер Николай Дмитриев разработал проект, в котором применил сразу несколько интересных новаторских приёмов. Он полностью отказался от сплошной застройки по периметру, унифицировал и типизировал элементы и конструкции, интегрировал в дома социальную инфраструктуру и передовые инженерные системы.
Пять пятиэтажных зданий были расположены относительно друг друга так, чтобы устроить между ними широкие зелёные дворы с садами и игровыми площадками для семейных прогулок. Ведь малообеспеченные горожане не могли позволить себе выезды на дачи. В социальную инфраструктуру входили ясли и четырёхклассное училище, магазины, часовня и общественный центр. Этот центр, кстати, находился в интересной пристройке в виде эллипса и включал чайную-столовую, читальню с библиотекой, лекционный зал с эстрадой и киноаппаратурой. Чтобы защитить квартал от наводнений, весь его периметр был поднят на 70 сантиметров относительно улицы. Для противопожарной безопасности в зданиях устроили межэтажные железобетонные перекрытия и специальные пожарные подъёмники.
Гаванский городок был рассчитан на проживание около 1000 человек. Для семейных рабочих и мастеров близлежащих заводов предназначались три корпуса с малогабаритными квартирами. Два других дома гостиничного типа были рассчитаны на одиноких жильцов – с отдельными меблированными комнатами и с общими кухнями, душевыми и санузлами. По инженерному оснащению эти здания даже превосходили многие дорогие доходные дома в центре города. Здесь имелись центральное водяное отопление, приточно-вытяжная вентиляция, электрическое освещение, «керамиковая канализация», бесплатная прачечная. В квартирах с кухнями были спроектированы небольшие кладовки-холодильники, одной стеной выходящие наружу дома. Семьям также полагалось отдельное помещение в подвале для хранения угля и дров.
Благодаря типовым решениям расходы на строительство составили всего около 36 руб. за кв.м, даже с учётом мощения улиц, озеленения дворов, инженерного оборудования и меблировки. Все вложения окупились довольно быстро, ведь спрос на экономные квартиры в Гаванском квартале был настолько большим, что все площади были сданы ещё на этапе строительства. Цены на аренду жилья нового типа были 30–35% ниже, если сравнивать со средними арендными ставками на квартиры по городу. Удачный опыт инфраструктурной застройки был использован при создании других жилых комплексов, хотя архитектурная составляющая со временем упростилась. А уже в советский период панельные микрорайоны стали совершенно безликими. И сейчас даже сложно представить, что прообразом «хрущёвок» и «брежневок» был чудесный гаванский квартал в английском стиле.
Автор колонки: Петр КУЗНЕЦОВ, директор компании «Конфидент»