Банки займутся капремонтом
Поправки в Жилищный кодекс, внесённые в Думу, ставят капитальный ремонт жилых домов под контроль банков.
Поправки в Жилищный кодекс, внесённые в Думу, ставят капитальный ремонт жилых домов под контроль банков.
Законопроект разработали глава Комитета Госдумы по собственности Николай Николаев и первый зампред Комитета по ЖКХ Сергей Пахомов.
Главная цель законопроекта – исключить нецелевое расходование средств, собранных в региональные фонды капремонта. В пояснительной записке сразу даётся ссылка на данные Генпрокуратуры: есть случаи хищения средств, злоупотребления полномочиями и т.д. Авторы документа предлагают дополнить ЖК обширной главой о «банковском сопровождении» ремонта многоквартирных жилых домов.
Сейчас финансовый контроль осуществляется лишь за расходованием средств оператора. (В Петербурге это НКО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».) Поправки закрепляют ограничения: собранные с граждан средства можно аккумулировать на спецсчёте в «уполномоченном» банке и тратить только на ремонт. (На собственные «административно-хозяйственные» расходы Фонда – нельзя.) При этом банк не вправе отказать оператору в снятии средств, даже если видит, что они будут истрачены «неправильно».
Но главная новация не в этом. Николай Николаев и Сергей Пахомов предлагают: каждый подрядчик, выбранный для проведения работ на определённом объекте, обязан открыть счёт в том же банке, в котором открыт и спецсчёт самого Фонда. И заключить договор на «банковское сопровождение». Все расчёты с субподрядчиками и соисполнителями тоже должны проходить исключительно через этот счёт.
«Банковское сопровождение» предусматривает, что финансисты контролируют и проверяют соответствие и размеры каждого платежа, а также «ведут мониторинг» исполнения договоров.
Законодатели указывают – сюрприз! – что эту услугу банк оказывает безвозмездно. И ещё регулярно направляет отчёты в Фонд и в органы жилищного контроля.
Практика показывает, что «безвозмездных» услуг в банках не бывает. Для «сопровождения» и «мониторинга» придётся нанимать специалистов (или нагружать других сотрудников). Значит, или увеличится комиссия за открытие таких счетов, или банки будут всеми силами увиливать от навязанных обязанностей.
Для подрядчиков и субподрядчиков новые требования – если они будут приняты, конечно, – означают дополнительный геморрой. Обязательно возникнут ситуации, когда компании, выбранной по конкурсу, банк откажет в открытии счёта – по каким-то своим соображениям.
Кроме того, если судить по релизам той же прокуратуры, самое распространённое правонарушение в сфере капремонта – закрытие актами невыполненных или не полностью выполненных работ «за долю малую» в карман принимающей стороны. Или даже просто ради отчётности. И что: финансисты будут выезжать на приёмку каждого этапа по ремонту участка кровли?
Но внешне всё выглядит красиво: контроль усилят, и даже без дополнительных затрат. Подход законодателей напоминает реформу «долёвки»: расходы участников растут, расходы бюджета – тоже, а проблемных объектов почему-то меньше не становится...
Строка отчислений на капремонт появилась в квитанциях в 2015 году; последние годы Фонд капремонта собирает с горожан около 6 млрд рублей; примерно столько же добавляют из городской казны. В этом году взносы выросли с 4–6 рублей до 8–9 рублей за «квадрат» в месяц. По оценкам специалистов, отчисления покрывают не более 15–20% реальной потребности городского жилищного фонда в капитальном ремонте. Точных и актуальных данных о состоянии жилых домов в Смольном нет; наиболее сложная ситуация – в историческом центре и кварталах массовой застройки.
Фото: stnews.ru