НАШ ЦИТАТНИК: «Доля ипотечных сделок в I квартале 2024-го, конечно же, снизилась: на 7% по сравнению с I кварталом 2023-го. Но мы уже видим, что банки вновь смягчают условия, поэтому считаем, что во второй половине года доля продаж по ипотеке вновь начнет расти...» Наталия Коротаевская

16 апреля, 13:43

Digital недвижимость: стоит ли доплачивать за цифровую трансформацию

Сегодня в 15:00

Недвижимость диджитализируется вслед за своими клиентами. На ускорение цифровизации также оказывает влияние кадровый голод. На деловом завтраке BestBreakfast эксперты обсудили новые идеи и подходы в девелопменте и управлении недвижимостью с точки зрения IT и цифровых решений, позволяющих оптимизировать бизнес и улучшить его показатели.

BestBreakfast
Фото предоставлено организаторами BestBreakfast

По данным аналитиков ГК «БестЪ» затраты на внедрение цифровых технологий за последний год составили 3,7 трлн руб. В сегменте недвижимости представлено более 800 цифровых решений и порядка 500 стартапов в этой же тематике, оборот рынка PropTech составляет 31,2 млрд руб. Если рассматривать распределение PropTech-решений по стадиям жизненного цикла, то на проектирование приходится 22%, на строительство – 21%, а на управление и эксплуатацию – 35% от всего объема, оставшиеся 22% занимают решения для маркетинга и продаж. В сегменте управления недвижимостью 66% PropTech-решений приходится на управление эксплуатацией. 

Александр Гаврюшенко, бизнес-девелопер, директор Стартап Центра СПбПУ: «Об актуальности говорят цифры. По оценкам FinTech Global, финансирование PropTech в мире составило $5,8 млрд в 2020 году, $7,1 млрд – в 2021-м, около 20 млрд – в 2022-м и порядка 30 – в 2023-м. Девелоперы сегодня становятся своего рода «фабриками стартапов».  

Андрей Лушников
Андрей Лушников. Фото предоставлено организаторами BestBreakfast

Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК «БестЪ»: «Цифровизация дает возможность заработать. Мы видим это на смежных рынках и понимаем, что серьезный бизнес в сегменте шеринга недвижимости без хороших цифровых платформ не построить, так как эффективно управлять такими пространствами без цифровизации просто невозможно». 

Алексей Максимов, соучредитель DITAR, подтверждает: «Использование цифровых инструментов в управлении недвижимостью позволяет значимо повысить маржинальность объекта. Так, например, встроенный в коммуникационную платформу с клиентом цифровой маркетплейс не только является практической реализацией концепции "15-минутного города", но и дает возможность до двух раз увеличить прибыль от дополнительных услуг и сервисов. А инструменты управления эксплуатацией могут потенциально принести до 30% экономии издержек за счет оптимизации персонала при улучшении качества».

Дмитрий Иванов, доктор социологических наук, профессор факультета социологии СПбГУ, подчеркивает, что сейчас виртуализация стала социальной рутиной: ежедневно интернетом пользуются 95% жителей Петербурга и Москвы. Глобальная цифровизация отражается и в действиях инвесторов. По данным Александра Гаврюшенко, директора Центра развития технологических проектов и предпринимательства Санкт-Петербургского политехнического университета, инвестиции в PropTech выросли за последние 3 года в 6 раз. Тем не менее не все цифровые решения приживаются на российском рынке. 

Александр Терехов, директор по цифровой трансформации сети смарт-офисов и коворкингов SOK: «Например, мы не инвестируем в разработку функций бронирования рабочих мест, несмотря на сильный тренд, который сохранялся длительное время после COVID. Также мы не делаем систему аналитики использования помещений и перемещений сотрудников на базе датчиков – считаем ее избыточной. Девелопер, который реализует 10-й и более офисный проект, опирается на свой наработанный опыт и знает, сколько нужно переговорных, какие планировки офисов наиболее востребованы, как эффективно направить людские потоки. В основе любой эффективной цифровизации лежит платформа с развиваемой архитектурой – инвестировать нужно в первую очередь в нее. 

Мария Сумарокова
Мария Сумарокова. Фото предоставлено организаторами BestBreakfast

Мария Сумарокова, генеральный директор сети коворкингов и гибких офисов PAGE (входит в ГК «БестЪ»), также подчеркивает значение разумной цифровизации при управлении коворкингами и гибкими офисами: «Самое важное для нас с точки зрения цифровизации сегодня – простая и понятная платформа для управления коворкингами. Это то, без чего коворкинг не сможет стать действительно доходным бизнесом. Мы анализировали все представленные на рынке решения, но идеально подходящего под наши задачи так и не нашли – одни были слишком дорогими и сложными с массой ненужного функционала, другие не давали той прозрачности доходов-расходов и заполняемости, которые важны инвесторам в коворкинги. Поэтому мы приняли решение дорабатывать свою IT-платформу, которая станет стандартом управления для всех коворкингов сети PAGE – наших собственных и тех, что открываются с нами по франшизе. Акцент будет на самых важных функциях – прием платежей через систему и связь с 1С, автоматизация клиентской базы и максимальная прозрачность доходности объекта для собственника 24/7, а также бронирование рабочих мест и переговорных». 

По словам Ларисы Аникановой, генерального директора бюро AIKIdesign (входит в ГК «БестЪ»), цифровые решения позволяют более рационально подойти к организации гибридных офисных пространств и дают возможность создавать пространства максимально адаптивными и динамическими.

О необходимости системного подхода к автоматизации бизнеса сказал и Роман Блонов, руководитель компании Proptech Solutions: «На каждом этапе «цифровой зрелости» компании в приоритете будут разные решения. Многие бизнесы находятся в состоянии «лоскутной автоматизации»: оцифрованы различные процессы, компания получает множество данных, которые не связаны между собой. А эффективность цифровой трансформации напрямую определяется возможностью грамотно оперировать полученной информацией. Поэтому я рекомендую всем руководителям и собственникам бизнеса оцифровывать показатели и сводить их в интерактивные дашборды, которые наглядно отображают динамику ключевых показателей эффективности бизнеса».

О том, как могут цифровизироваться торговые центры, рассказала Александра Никонова, управляющий директор «КУБАТУРА»: «Торговые центры изначально – это офлайн-продукт, в который посетители приходят получать эмоции и впечатления, поэтому цифровизация для нас – сложная тема. Но мы пробуем ее реализовывать и уже сейчас запускаем мебельно-интерьерный маркетплейс. Это уникальное решение для петербургского рынка, который мы разрабатывали год, аналогов на данный момент не существует». 

Николай Антонов
Николай Антонов. Фото предоставлено организаторами BestBreakfast

Апарт-отели также постепенно движутся в сторону цифровизации, начиная от чатов с гостями и собственниками объектов через мессенджеры, заканчивая полноценными системами управления всем циклом работы с гостями и инвесторами в апарт-отели, причем приоритет отдается  российским IT-платформам и системам. По словам Николая Антонова, генерального директора «МТЛ-АПАРТ» (входит в ГК «БестЪ»), с точки зрения цифровизации также интересны для внедрения такие решения, как digital-ресепшн и цифровой консьерж. В перспективе они позволят снизить нагрузку на сотрудников, упростить операции и повысить качество сервиса.

Роман Гнеушев, генеральный директор PREMIUM LIFE GROUP: «Я разделяю цифровизацию на три типа: цифровизация бизнес-процессов (бухгалтерия, отчетность и пр.), управление линейным персоналом и цифровизация сервиса. Если первые два типа, на мой взгляд, необходимы и дают бизнесу ряд преимуществ, то цифровизация сервиса – спорный момент. Любой жилой комплекс, отель или апартаменты начинаются с лобби, т. е. с портье. И пока живое общение сложно заменяемо цифровыми процессами».

Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»: «Мы ценим цифровизацию за ускорение процессов, возможность ухода от локальности – т. е. за расширение доступа к разным источникам, за сохранение крупных архивов и возможность достаточно быстрого масштабирования. И все эти плюсы для бизнеса с юридической точки зрения часто являются рисками, которые не всегда осознаются. Поэтому при внедрении цифровизации нужно помнить не только о плюсах, которые она принесет, но и о возможных юридических рисках, а также о минимизации реальных денежных потерь».

В мероприятии также приняли участие эксперты: Александр Гаврюшенко, Центр развития технологических проектов и предпринимательства Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), Михаил Мастин, «ИТМО Хайпарк», Александр Басалыгин, основатель BS Art Development Group, Игорь Водопьянов, УК «Теорема», Станислав Ступников, «МТЛ. Управление активами» (ГК «БестЪ»), Максим Зорин, группа «Самолет», Александр Свинолобов, «Атриум Строй», Игорь Рождественский, эксперт по коммерциализации инновационных технологий, Ассоциация Брокеров Инноваций и Технологий, Олег Лашманов, Лаборатория «Искусство и искусственный интеллект» Европейского университета, Янина Крупченко, Multispace, Александр Шарапов, Becar Asset Management, Николай Пана, компания «25/7», Дмитрий Петров, компания Аquaart (бренд AM.PM), Дмитрий Дидиченко, АО "Банк «ПСКБ» и другие собственники и топ-менеджеры в сфере недвижимости и IT.

Модераторами делового завтрака BestBreakfast выступили Елена Плахтий, генеральный директор «Бенуа1890», директор по маркетингу ГК «БестЪ», и Андрей Чекан, соучредитель IT-компании "ЛИИС".

Организатор делового завтрака BestBreakfast – ГК «БестЪ». При поддержке «Недвижимость и строительство Петербурга». 

Запись прямой трансляции 

1 из 9
Фото предоставлено организаторами BestBreakfast