НАШ ЦИТАТНИК: «Интерес населения к сегменту ИЖС продолжит укрепляться в связи с законодательными нововведениями, в частности, с запуском ипотеки с открытием эскроу-счетов. Приобретение строящегося жилого дома обходится значительно дешевле, чем покупка квартиры...» Кирилл Царев

14 июня, 13:33

Петербургская витрина: чем Петербург встречает очередной день рождения?

Сегодня в 11:45

Новое благоустройство, бесспорные рекорды по количеству новых школ, первый за много лет мост через Неву, скоростная трамвайная ветка. Мы отобрали наиболее резонансные и значимые проекты из тех, что были завершены за последний год или находятся в активной фазе. По одним работы уже близки к финишу, по другим – закончен значимый этап или, наоборот, стартовала стройка: деньги выделены, контракты заключены, рабочие вышли на площадку.

Трамвай для новостроек 

Трамвай для новостроек
Фото: gov.spb.ru

Крупнейший концессионный проект, который горожане встретили без особой критики (что для петербуржцев в целом нехарактерно): скоростной трамвай в новые жилые микрорайоны в Шушарах (первый этап) и в Славянку. Идут разговоры о том, что стоит дотянуть ветку и в аэропорт Пулково.

Для линии по плану будет построен вокзал (трамвайный) в районе Балканской площади рядом с метро «Купчино». От вокзала рельсы протянутся до Новгородского проспекта, Чудовской улицы и Старорусского проспекта в Шушарах. Второй этап – строительство путей до Славянки. Протяженность линии ст. м. «Купчино» – Шушары – Славянка составит 21 километр. В общей сложности предусмотрены 24 остановки. Все должно быть готово до 2027 года. Строит «Славянку» по соглашению с Петербургом компания «БалтНедвижСервис», связанная с ГК «АБЗ». Стоимость транспортного проекта оценивается примерно в 45 млрд рублей.

Городские власти постепенно выделяют участи для будущей трассы. Так, в мае 2024 года  концессионеру предоставили землю в районе Новгородского проспекта.  


Разводной мост  

Разводной мост
Фото: gov.spb.ru

В 2024 году началось строительство первой за много лет переправы через Неву – Большого Смоленского моста. Стоимость проекта – 39,9 млрд рублей, контракт выиграло АО «Дороги и мосты» (входит АО «Группа компаний «Нацпроектстрой», которую создали ВЭБ.РФ и «Стройпроектхолдинг» Аркадия Ротенберга).

Мост спроектирован на десяти опорах. В сведенном положении высота центральной его части над водой – 15 метров, ширина судоходного пролета – 60 метров. На самой переправе спроектированы шесть полос движения, включая две «выделенки» для пассажирского транспорта. 

Задумана и трамвайная линия. Со стороны пр. Обуховской Обороны появятся разноуровневые (вероятно, подземные) пешеходные переходы. Кроме того, в проекте предусмотрены два подземных перехода через Дальневосточный проспект. Через мост можно будет перейти пешком или проехать на велосипеде.  

На подходах спроектированы транспортные развязки со стороны улицы Коллонтай и со стороны пр. Обуховской Обороны, где придется сносить жилые дома. Во время обсуждения проекта планировки территорий для размещения развязок был предложен альтернативный вариант, который помог бы избежать сноса, но он пока не принят.  


Витебская развязка  

Витебская развязка
Фото: gov.spb.ru

Витебская развязка – это первый этап так называемой Широтной магистрали скоростного движения (Восточного скоростного диаметра). Она представляет собой съезд  с ЗСД на Витебский проспект.

Протяженность развязки с эстакадой составит более 2,5 км: всего там предусмотрено 114 опор и металлоконструкций общим весом более 20 тысяч тонн. Запланированный трафик движения – до 70 тысяч автомобилей в сутки.

Ожидается, что запуск рабочего движения состоится в 2024 году. Подрядчик – компания «ПУСК-Лимак-Север». Это совместное предприятие турецкой строительной компании «Лимак» и ООО «ПУСК» (входит в ВТБ Инфраструктурный Холдинг). Стоимость работ по Витебской развязке на 2021 год оценивалась в 39 млрд рублей.  


«ИТМО Хайпарк»  

«ИТМО Хайпарк»
Рендер: news.itmo.ru

«ИТМО Хайпарк» займет около 86 га в районе города-спутника Южный. По плану он будет включать научные корпуса, учебные здания, общежития, библиотеки, инфраструктуру, необходимую для комфортного проживания. 

Торжественный старт работ с перерезанием ленточки произошел в 2023 году. Первая очередь – это главный учебный корпус, рассчитанный на 1600 учебных мест, два общежития на 1100 мест, коворкинги, научная лаборатория, магазины и цифровая библиотека.

В апреле 2024 года согласован архитектурный облик третьего и четвертого корпусов общежитий для ИТМО, Центра информационных технологий, Центра наук о жизни и здоровье и Центра фотоники и квантовых технологий. 

Стоимость проекта оценивается в 50 млрд рублей. 


Путепровод над рельсами  

Путепровод над рельсами
Фото: gov.spb.ru

Администрация Петербурга в конце 2023 года заключила контракт на реконструкцию (а фактически – новое строительство) Цимбалинского путепровода над железной дорогой в районе улицы Белы Куна. Стройка рассчитана до конца 2027 года. На путепроводе предусмотрены четыре полосы движения, тротуар, велодорожка. Контракт заключен с компанией «Возрождение». Стоимость работ составит 9,13 млрд рублей. 

Фарфоровский мост, который ранее выполнял функции «переправы» над железной дорогой, предполагается снести. Однако в городе идет активная общественная кампания за его сохранение: сооружение датируется 1910 годом и представляет собой неординарное инженерное решение. Одна из идей – приспособить старый мост для пешеходно-велосипедной коммуникации.  


Мусорный старт  

Мусорный старт
Фото: gov.spb.ru

КПО «Волхонка» – это бывший мусороперерабатывающий завод «МПБО-2», который модернизируют по заказу компании «Невский экологический оператор» (главной в Петербурге по обращению с отходами). На предприятии находится оборудование для сортировки и переработки мусора. Захоронений отходов на «Волхонке» не предусмотрено, так как полигоны в черте Петербурга считаются недопустимыми. Первая очередь комплекса рассчитана на 200 тысяч тонн в год, вторая – на 400 тысяч тонн. Оборудование на первой очереди «Волхонки» было готово в конце 2022 года, но для полноценного запуска предприятия потребовалась орнитологическая экспертиза, выполненная в конце 2023 года. 

После чего было выдано разрешение на ввод. Первый этап «Волхонки» (по данным «Госзакупок») стоит 543,9 млн рублей.  


Морской яхтенный фасад 

Морской яхтенный фасад
Фото: NSP

Рядом с причалами Морского фасада, на намывных территориях Васильевского острова построен яхт-клуб «Смоленка». Это проект петербургского яхт-клуба (в управлении которого уже имеется порт «Геркулес» в Лахте).

«Смоленка» может принять на стоянку более 200 судов (катеров) размером до 40 метров и оборудована необходимой инфраструктурой для яхтинга: краном для подъема-спуска, автопарковкой, магазином, сервисами с доставкой еды и т. п. 

В Петербурге официально зарегистрированы десятки тысяч маломерных судов (правда, де-факто многие базируются в Ленобласти).  


Школьные рекорды  

Школьные рекорды
фото: gov.spb.ru

1 сентября 2023 года в Петербурге заработали 22 новые и обновленные школы. Часть из них возведена в рамках обязательств застройщиков, часть построена за счет бюджета Петербурга. Как, например, школа на улице Оптиков, 45, сооружение которой заняло почти 10 лет. На Дальневосточном проспекте, где много многодетных семей и потребность в учебных местах выше, чем в других районах, открылся третий корпус школы № 691 с углубленным изучением иностранных языков. В Кронштадте после капремонта заработала школа для 555 учеников на Андреевской улице. Этому учебному заведению более ста лет, в числе ее выпускников физик Петр Капица. 

В 2024 году Смольный рассчитывает побить прошлогодний рекорд: по плану должны быть возведены 36 общеобразовательных школ суммарно на 33 226 мест. Из них десять школ строятся за бюджетный счет, 21 учебное заведение возводят инвесторы. Среди долгожданных «бюджетных» – школа для тысячи учеников на Лиственной улице (около парка Сосновка).  


Благоустройство на Охте  

Благоустройство на Охте
Фото: NSP

С 2021 года продолжается благоустройство набережных рек Охты и Оккервиль. Первую очередь – набережную от Уткина моста до моста Шаумяна – ввели в 2021 году. В ходе работ удалось сохранить значительное количество взрослых деревьев, для расслабленного наблюдения за течением воды есть деревянные террасы, нависающие над крутым берегом. Оборудованы детские площадки, зоны отдыха. Проект был создан с применением соучаствующего проектирования – глубокого вовлечения жителей в разработку концепции. 

Второй этап работ завершен в 2023 году – это набережные реки Оккервиль от Заневского проспекта до Уткина моста. Здесь построены детские и спортивные площадки, прогулочные террасы из настила и площадка для дрессировки собак. Площадь благоустройства второго этапа составила 2,1 га, а двух этапов суммарно – более 4,2 га. Завершенность проекту придаст открытие после реставрации Уткиной дачи, а также благоустройство прилегающей к ней территории. Здание расположено на мысе, где сливаются Охта и Оккервиль. Оно станет филиалом Музея городской скульптуры.  


Экотуризм  

Экотуризм
Фото: NSP

В особо охраняемой природной территории «Северное побережье Невской губы» в 2023 году началось обустройство 600-метрового маршрута под названием «Бугаиная тропа». Здесь предусмотрены деревянные настилы, смотровые площадки, информационные стенды. Особенность этого маршрута в том, что тропа проложена сквозь заросли тростника и камыша, а название ей дала выпь. Бугай – «народное» имя этой птицы. 

Стоимость работ – 8,14 млн рублей; их выполнила компания «Мегаполис» по заказу Дирекции особо охраняемых природных территорий. Судя по данным госзакупок, работы завершены, вероятно, тропа откроется в сезон 2024 года. 

Особенность заказника «Северное побережье Невской губы» – стоянки перелетных птиц. Здесь встречаются кряква, свиязь, чирок-свистунок, гоголь. 

В Петербурге 17 особо охраняемых природных территорий. Последняя была создана в начале 2023 года – это природный заказник «Левашовский», занимающий 2704 га рядом с Сестрорецком. На его территории находятся Глухое озеро, пойма реки Черной, Новоселковская гряда. Тут располагаются сосновые, еловые, осиновые, березовые и черноольховые леса. В обозримом будущем должны появиться новые заказники: «Тарховский», «Гагарка», «Сестрорецкие дюны».