НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

19 сентября, 05:11

Михаил Голубев: «В строительной отрасли идет перезагрузка»

25 декабря 2024 в 07:30

Петербург старый и новый соединяются в инновационной архитектуре. О тенденциях в малоэтажном строительстве и о том, как построить в петербургском предместье «Дом Шемякина», рассказывает Михаил Голубев, девелопер проекта «Прибрежный Квартал».

Михаил Голубев
Михаил Голубев. Фото: пресс-служба ООО «Зеленый квартал»

– Как вы оцениваете ситуацию в вашем главном проекте «Прибрежный Квартал»? 
– Год был сложный. Заранее было понятно, что надвигаются проблемы, и задача стояла – переформатировать продукт и создать премьеры жилых домов, адаптированные для новых условий, а также подтянуть строительство инфраструктуры, завершить старые проекты ИЖС. Поэтому сдавали в этом году немного: три таунхауса сдали, еще четыре, вероятно, введем до конца года. Мы сознательно не форсировали события из-за новых неопределенностей: инфляционная нестабильность, вторая волна кадрового дефицита, ограничения ипотеки, высокая ключевая ставка ЦБ. В отрасли происходит эпохальная перезагрузка: смыслов, проектов, планов деятельности. 

– К какой категории вы относите ваш проект в Лисьем Носу: бизнес-класс, комфорт? 
– Что касается городских локаций, то, на мой взгляд, правильнее отталкиваться не от стоимости квадрата, а от общей цены объекта. При стоимости лота от 15–20 млн рублей мы идем уже в категорию бизнес-класса. И наполненность квадратного метра у нас другая, не такая, как в квартире. Причем 15–20 млн рублей за 100–150 кв. м – это ведь только «коробка», в нее надо еще немало вложить. 

«Прибрежный Квартал». Фото: пресс-служба ООО «Зеленый квартал»

– Много ли было сделок с ипотекой в предыдущие годы? И как сейчас? 
– Мы долго работали с опытной командой ипотечных брокеров, и все же пришли к выводу, что история с семейной ипотекой, эскроу-счетами, проектным финансированием нам не очень подходит. Много хлопот, ограничения по сумме кредита. Нашим клиентам, может быть, проще взять заем под более высокий процент и рассчитать свои возможности с учетом рассрочки от нас. Сделки с ипотекой были по ставкам 12–15%, пока не улетел «ключ». 
По общероссийской статистике сейчас на малоэтажные жилые комплексы проектное финансирование оформляется редко – 15 МЖК из пяти тысяч. История с проектом «Омакульма» в Аннино, проблемы клиентов компаний «ЦКС» и «Летвуд» показывают, что льготная ипотека и проектное финансирование в малоэтажном строительстве – инструменты неоднозначные. В сегодняшней ситуации брать на себя ответственность не только перед клиентом, но и перед банком – игра не стоит свеч. 
В нашей локации строится еще один комплекс таунхаусов, вот они на проектном финансировании, и мы за ними внимательно наблюдаем. Если дом стоит 30 млн, семейной ипотеки уже недостаточно, идет гибридное кредитование – часть суммы по льготной ставке, часть по рыночной. Очень «сырая» история с ипотекой на ИЖС, которую увязывают с эскроу-счетами. Многие компании и инвесторы от такой схемы отказываются, особенно малый бизнес. 

– Есть еще риски, связанные с потребительским экстремизмом, с затягиванием приемки и санкциями по закону о правах потребителя? 
– В сегменте малоэтажки многие с этим столкнулись или еще столкнутся. Например, строят по договорам подряда, сдали дом, люди прожили там два года, потом наняли какую-то бригаду, провели переделки, что-то пошло потом не так. Собственники предъявляют претензии к первому подрядчику, а не к этой подозрительной бригаде. Организациям выставляют штрафные санкции в 20–50 раз больше, чем реальная сумма убытков и ущерба. Это серьезная проблема для отрасли, уже в Госдуме депутаты ею озаботились. Надо срочно что-то делать, иначе малоэтажное строительство затормозится. Целые организованные группы юристов, адвокатов, экспертов работают против застройщиков и подрядчиков.  

– Как возникла идея сделать проект дома с Михаилом Шемякиным? 
– Это большое важное событие. В течение года по его эскизу делали модель. Он все согласовал, передал мне авторские права на фасады здания, так как он – автор концепции и художественного решения. Первый этап мы прошли. Это будет уникальный дом, много интересных решений с точки зрения градостроительства, архитектуры и домостроения. Смысловая задача: его сказочный мир, мир петербургского мифа, вбирающего разные стили, перетранслировать, превратить в реальность. Преобразовать его Зазеркалье в реальный объект, попутно решая прикладные задачи. 

Петербург будущего. 3D-модель
3D-модель предоставлена Михаилом Голубевым

– А как вы его нашли? И почему именно Шемякин?  
– Пятнадцать лет назад мы хотели сделать совместный проект в «Никитинской усадьбе» – панно и фонтан. Но тогда не сложилось. А год назад я случайно оказался в Центре Михаила Шемякина на Садовой улице, узнал, что он приезжает в Петербург на презентацию своей книги «Моя жизнь: до изгнания». Я сходил на презентацию, встретился с самим Шемякиным. Он заинтересовался совместным проектом жилого дома, где он будет автором экстерьера и концепции строительства. А книга, кстати, получила вторую премию главного национального конкурса «Большая книга». Если сделать поправку на то, что у Шемякина американский паспорт, а живет он во Франции, считайте, что это первая премия. 

– Творчество Шемякина можно любить или не любить. Вот чего точно нельзя – назвать его официальным художником. 
– Конечно, есть определенный риск. Наша жизнь сегодня меняется настолько быстро, что понятия «недружественный» и «дружественный» требуют постоянного переосмысления.  

– Кому может понравиться такой дом, кто в нем будет жить? 
– Такой же вопрос задал главный архитектор города, впервые увидев эскизы здания. Так ведь стремление к инновациям всегда предполагает умение пройти по тонкой грани, по лезвию. Мне кажется, этот дом будет интересен тем, кто живет, стараясь заглянуть в будущее. Кому близок не только старый Петербург, город Достоевского с топором в дворницкой, но и новый – с виражами ЗСД, силуэтом Зенит-арены и газпромовской башни.  Потому что на самом деле это один и тот же город… 
Дом будет рассчитан на четыре жилых блока. Возможно, проще будет продать его одному владельцу, а не четырем. Пока нет ясности. Но этот шаг точно добавит известности проекту «Прибрежный Квартал». 
Вокруг Лисьего Носа происходят градостроительные события огромного масштаба: аэродром в Левашово уже фактически работает, обсуждаются еще два небоскреба в Лахте, в Горской будет строиться город яхт... Мы вдруг оказались в эпицентре глобальных инвестиций. Мне предлагают продать часть проекта, с прицелом на создание в квартале нескольких резиденций высокого класса.  
Спрос на качественное жилье в ближнем пригороде есть, но он видоизменяется. Дом по эскизам Шемякина – это будет еще и культурное событие. Для «Прибрежного Квартала», для Лисьего Носа и для города в целом. Пришлось потрудиться с переходом от рисунка к реальному объекту. Есть же особенности климата – дождь, снег, проморозка, конденсат; все инженерные решения должны работать. Михаил Михайлович здорово помог нам, согласовав проект, когда увидел наши компетенции в архитектурных и технических вопросах.
Этой коллаборацией нам важно показать: мы не боимся сложностей, мы умеем решать трудные задачи и выходить из спорных ситуаций. Как чисто инженерных, финансовых, так и социально-политических.  

«Прибрежный Квартал»
«Прибрежный Квартал». Фото: пресс-служба ООО «Зеленый квартал»

– Сколько домов уже построено в вашем проекте? 
– Сейчас в «Квартале» около ста домов, это первая очередь. Согласовали еще десять домов, две линейки. Одна называется «Аалто» («Волна») – семь сблокированных домов, в честь знаменитого финского архитектора. Вторая – «Де Стиль», с отсылкой к раннему кубизму, к лаконичным функциональным формам. Про начало строительства дома Шемякина говорить еще рано, а эти проекты адаптированы к рынку, и мы хотим пощупать, посмотреть реакцию публики на такие решения. 

– Как развивается Лисий Нос в последние годы? 
– Я живу в нем, и еще в 2008 году предложил местной администрации концепцию развития муниципалитета, храню до сих пор с входящим номером. В этом году много новых строек. Идет замещение старых домовладений шикарными коттеджами. Но говорить о сбалансированном, гармоничном развитии пока не приходится. У чиновников нет понимания, насколько здесь «золотая» инвестиционно привлекательная земля. И можно было бы обустроить город-сад. Но такого перспективного видения нет, все сводится к благоустройству. 
Думаю, мы придем к каким-то новым урбанистическим событиям. Я, по крайней мере, хочу привлечь малый бизнес и предложить проект КРТ для нежилых территорий, чтобы запустить положительные преобразования вокруг полуразрушенного кинотеатра «Чайка». Посмотрим, что скажет КГА. 

«Прибрежный Квартал». Фото: пресс-служба ООО «Зеленый квартал»

– В период высоких ставок и дорогих денег какую девелоперскую стратегию вы считаете правильной? Держать паузу, делать только самое необходимое? 
– Сейчас много полемики на эту тему. Говорят, что у застройщиков должны быть гибкие стратегии развития, диверсифицированный продукт, связанный с улучшением демографии, быстрые настройки на целевые аудитории. Например, для масс-маркета и для бизнес-класса стратегии должны быть разными. Мы подготовились к новому инвестицинно-строительному циклу, у нас в новой линейке собраны более компактные и доступные по цене варианты. Мы еще два – два с половиной года назад почувствовали, что наступают другие времена, что надо делать эффективные проекты и поднимать производительность труда. Если сравнивать продажи 2023 и 2024 годов, такого значительного спада, о котором говорят девелоперы, у нас все же не было. В 2025 году сможем себе позволить сделать продукт еще более эластичный по цене.  

– А что в Муниципалитете с инженерной инфраструктурой? Там ведь были серьезные проблемы с водоснабжением и канализацией… 
– С 2017 года городская Администрация с участием компании «МегаМейд» проводили масштабный проект по замене сетей стоимостью почти 2 млрд рублей. Это огромные вложения для развития территории. Я выступал против нерасчетных и необоснованных вложений, как и многие жители - в том числе, из-за высокой стоимости и сложности подключения к домохозяйствам, а также высоких затрат на содержание и эксплуатацию, которые отчасти надо будет субсидировать государственному бюджету. Система частично состоит из вакуумной немецкой технологии, а она в принципе рассчитана под другие условия застройки, для такого поселения и типа местности, геологии не очень подходит. Тариф на подключение к дому и на обслуживание будет высокий. В Ольгино-Лахте была похожая история. 
Такие перекосы в адресных инвестиционных программах (АИПы) возникают из-за того, что у нас не было комплексной урбанистической программы развития: каким мы хотим видеть Лисий Нос. Какая будет плотность, где какие виды застройки, где рекреационные и зеленые зоны, какие сервисы мы хотим развить для жителей. Чиновники проводили модернизацию сетей в отрыве от реальных потребностей поселения, и теперь эти дисбалансы только усугубились. Например, выяснилось, что в зоне развития блокированной застройки некоторые участки не обеспечены возможностью подключения к центральной канализации. Застройщики мучаются с автономными системами, а потрачены были миллиарды рублей. 
В основе должна лежать программа социально-экономического развития, должен быть убедительный и привлекательный образ будущего. У нас есть интересные территории, с историей, есть проблемные зоны - например, с многоквартирными домами за железной дорогой. 
Поэтому по стране идет массовое внедрение программ Комплексного развития территорий (КРТ). А мы в регионе пока отстаем. Участие частного бизнеса в развитии малоэтажных территорий с экономией при этом бюджетных средств, внедрения стандарта комплексного развития ДОМ.рф, создание проектов жилья, ведущих к демографическому росту населения, чтобы у каждого ребенка была своя комната – должно стать основными критериями строительства жилья в России. Напомню, что малоэтажное строительство, в т.ч. ИЖС, дает больше 2/3 от общего ввода жилья в стране. Президент РФ в конце года обострил внимание на решение именно этих вопросов, стимулируя снижение барьеров для выдачи семейной ипотеки. 

«Прибрежный Квартал». Фото: пресс-служба ООО «Зеленый квартал»

– Как меняется состав населения в Лисьем Носу? 
– Постепенно раскупаются старые дачи и индивидуальные жилые дома. Не без проблем, конечно, потому что много долевой собственности. И это пока стихийный процесс. Но я вижу, как растет уровень дохода жителей на территории, когда вожу ребенка в детский сад. Подъезжают дорогие и качественные автомобили, лет 10 тому назад такого не было, хотя я не уверен, что социальные объекты загружены полностью детьми Лисьего Носа. Проживая в такой субурбии, я вижу, что люди заново осознают, что такое жить в малоэтажке, как важно добрососедство, бережное отношение к своему дому, как правильно содержать его, вовремя убирать снег с террасы и территории… Люди заново переосмысляют ценность окружающей среды, природы и ландшафта, появляется положительный экологический  подход к жизни. Мы в Прибрежном Квартале держим руку на пульсе все этих событий. Малоэтажное строительство вызывает огромный интерес у горожан. 

– Можно ли говорить, что сейчас в строительстве формируется отложенный спрос? 
– Это все же из разряда «средней температуры по больнице». В сегменте студий и малогабаритных «единичек» – одна картина. Если говорить об уникальных объектах в более высокой ценовой категории – так они и сейчас продаются. Да, часть покупателей «сидит» сейчас в депозитах, смотрит, что растет быстрее: цена на недвижимость или доходы из-за высокой ставки ЦБ? Мы их понимаем, с такими клиентами коммуницируем, получаем обратную связь. Готовы предложить им рассрочку или вариант с отделкой и с благоустройством.
Если у человека и его семьи конечная цель в 2025 году – комфортное качественное современное жилье, а не заработок на процентах, мы найдем пути к сотрудничеству!  

С наступающим Новым 2025 годом и Рождеством Христовым!   

"Прибрежный Квартал" С новым годом!
Пресс-служба ООО «Зеленый квартал»

* Михаил Голубев – эксперт по городскому развитию Агентства стратегических инициатив (АСИ) и эксперт петербургского отделения «Деловой России». 


 

Реклама / Застройщик: ООО «Зеленый квартал», ИНН 7811679851/  foxnose.ru

erid: 2SDnjcTwJjm