Сергей Рылин: «Новые технологии сделали клинкер доступным»
Сегодня производители могут создавать керамические стройматериалы, которые способны веками выдерживать капризы погоды, воздействие агрессивной химии и серьезную механическую нагрузку. Сергей Рылин, руководитель департамента маркетинга компании «ЛСР. Стеновые» (входит в «Группу ЛСР»), рассказал, как удалось добиться массового производства клинкерного кирпича и клинкерной брусчатки с такими свойствами. А также как с помощью ангобирования можно получить клинкер фактически любого цвета.

— Тротуарный клинкер — это, наверное, самый модный материал последних лет. В чем его секрет?
— Благодаря тому, что он сделан из глины, клинкер обладает высочайшей устойчивостью ко внешним воздействиям разного рода. А следовательно — долговечностью. Он почти не впитывает воду, не боится мороза, не подвластен воздействию кислоты, щелочи, ему не страшен большой автомобильный трафик.
Например, мы проводим лабораторные испытания наших клинкерных кирпичей и брусчатки на морозостойкость и останавливаемся на 300 испытательных циклах, так как видим, что фактически никаких изменений с материалами не происходит.
— Что значит 300 циклов?
— Это замораживание и оттаивание. Один цикл равен одним суткам, то есть 300 циклов — это почти год испытаний. Часто ограничиваемся 100 или 200 циклами. Этого достаточно, чтобы убедиться в устойчивости материала. Он очень долговечный — недаром же в Европе его веками применяли для мощения улиц, тротуаров, набережных.
— Как это — веками? Клинкерная брусчатка так долго существует?
— Конечно. В Европе клинкер применяют уже почти 300 лет! А ведь условия его эксплуатации не назовешь щадящими: постоянное воздействие влаги, заморозки зимой, сменяющиеся оттепелями. Наверняка вы припомните старинные здания из красного кирпича — вот это как раз и есть клинкер. Глина для его производства обычно красная, что и дает ему характерный цвет.
В Россию керамический кирпич привез Петр Первый, который узнал об отличных свойствах этого материала во время своих поездок в Европу. Петр был апологетом кирпичного строительства, он ведь, как известно, даже внедрил стандарт кирпича в Российской империи. Впервые на заводе в России начали производить клинкер в 1883 году, почти 150 лет назад.
— Но если клинкер такой старинный материал, почему он у нас так мало распространен?
— Очень просто. До относительно недавнего времени клинкерный кирпич и клинкерную брусчатку делали фактически вручную. Это значит долго и дорого. А в нашей стране в середине прошлого века стояла задача ускоренного восстановления после Великой Отечественной войны, активного строительства городов, обеспечения жильем огромных масс населения. В этих условиях, конечно, использовать клинкер было нерационально. В результате сложилась определенная традиция, которая не предполагала широкого применения этого материала.
Но за рубежом технологии производства клинкера развивались. Новые технологии сделали клинкер доступным. Вместо деревянных пресс-форм, в которые раньше вручную закладывались заготовки из глины, появилось автоматизированное оборудование.
Раньше клинкерные кирпичи и брусчатка имели неравномерный цвет — на одном изделии он мог варьироваться от красного до практически черного. Это из-за того, что глиняная смесь была неоднородна по всему объему, температура в печи от партии к партии отличалась, как и время обжига. Все эти параметры влияют и на цвет, и на фактуру, и на конечные свойства продукции.
Имеет значение даже то, на каком расстоянии друг от друга находятся глиняные заготовки, уложенные штабелями для отправки в печь. Например, если хотя бы на пару миллиметров изменить расстояние между кирпичами, уже поменяются цвет и другие характеристики.
Сегодня все это автоматизировано, поэтому все параметры удается соблюдать с максимальной степенью точности: температура, скорость подачи кислорода и т. д. Это отражается на характеристиках продукции: вы получаете кирпичи и брусчатку одинакового цвета, с одинаковым, прогнозируемым уровнем морозостойкости, влагопоглощения.
В декабре 2012 года «Группа ЛСР» торжественно открыла Никольский кирпичный завод, построенный в поселке Никольский в Ленобласти. Руководство компании тогда решило не экономить на оборудовании, а приобрести лучшее, что имеется в мировой практике.
Это линия по производству керамических изделий от германской Tecton GmbH Keramikanlagen, резательная машина швейцарской фирмы Freymatic, позволяющая наносить на камни насечку. Построенная по индивидуальному проекту печь голландской компании Instalat предусматривает возможность вести обжиг изделий при максимальной температуре 1200 °С.
На данный момент это единственный в России завод, который производит тротуарный клинкер по ГОСТу. Кроме того, руководство, принимая во внимание большой девелоперский потенциал «Группы ЛСР», понимало, что необходимо обеспечить большие производственные объемы. Поэтому суммарная мощность линий завода — до 150 млн штук условного кирпича в год.
Здесь же, в Никольском, расположен наш карьер по добыче кембрийской глины — самого лучшего, качественного сырья для клинкерных изделий. Это обеспечивает нашей продукции дополнительные преимущества.

— Вы упомянули, что раньше клинкерная керамика имела неоднородный цвет, и это особенность ручного производства. Но и сейчас я часто встречаю подобные варианты.
— Цвет и вообще внешний вид клинкера — это крайне интересная тема. Прежде всего, в Европе долгое время был распространен именно такой вариант клинкера — с неоднородной окраской, ее еще называют флэш. Это связано прежде всего с тем, что многие заводы там были построены давно, и технологически они не могли делать однотонный кирпич.
В Россию тоже импортировали в основном флэш. Он стал популярным. Поэтому, когда появилась технология производства кирпича сплошного цвета, покупатели хотели видеть традиционный флэш. И производители научились выпускать флэш в современных печах: регулируя различные параметры запекания, можно добиваться разных оттенков на кирпичах даже в пределах одной и той же партии. Мы в Никольском начали выпускать флэш еще в середине 2010-х.
Со временем распространилась мода на сочетание однотонных коричневого и бежевого цветов в строительстве. Соответственно предприятия придумали, как выпускать именно такую продукцию. Начали появляться различные оттенки клинкера: слоновая кость, белый, персиковый и другие.
Поначалу это достигалось нанесением специального покрытия на кирпич. Но оно отваливается со временем, проступает слой из красной глины, и строение приобретает неопрятный вид. Такие дома, построенные из импортного кирпича в конце 1990-х — начале 2000-х годов, сейчас можно встретить в разных городах России.
Использовали также глину разных сортов, чтобы получить разные цвета керамики.
— А нельзя просто добавить краситель в глину?
— Нет, нельзя: со временем краска смоется. Поэтому производство всегда идет по пути создания нужного цвета самой глины, а не ее окраски.
В 2010-х в нашей стране был в моде белый клинкер из специального сорта глины. Но потом она стала для нас недоступна.
То же касается и других цветов: для каждого приходилось бы использовать привозное сырье с определенными свойствами. То есть для массового производства это не подходит.
Чтобы обеспечить разнообразие цветовых решений, была разработана технология ангобирования керамики. Engobe — по-французски «обмазка». На изделие наносится тонкий слой глины с нужными свойствами и со специальными добавками, которые дают определенный цвет. И все это вместе запекается в печи. В результате они превращаются в единое целое, и отколоть ангоб можно только вместе с основой. Это как пытаться удалить цвет с цветного стекла: вы можете его сколько угодно скрести, но оно останется того же цвета, что и было.
Причем свои свойства ангобированный клинкер полностью сохраняет.
— А как получается разный цвет, если ангоб — это все та же глина?
— Во-первых, не та же: у глины, добытой даже на одном месторождении, но на разных слоях, немного различается состав, а следовательно, и свойства. Тем более не похожи друг на друга глины с разных месторождений, с разных континентов. Мы используем тонкий слой привозной глины для ангоба, а не целиком делаем кирпич из импортного сырья, поэтому на цене конечного продукта это отражается несущественно.
Во-вторых, чтобы получить нужный цвет, в ангоб вводят специальные минеральные добавки, которые в процессе запекания вступают в химическую реакцию с глиной и меняют оттенок. При этом есть нюансы — даже марганец, добываемый в России и в других странах, различается по составу, поэтому и оттенки дает очень разные.
Сейчас во всем мире производители клинкера ищут все новые ангобы для расширения цветовой палитры. Мы тоже постоянно в поиске, экспериментируем с разными добавками. У нас в ассортименте десятки цветов ангобированной керамики: матовой, глянцевой, однотонной, флэш, с вкраплениями различных оттенков. Конечно, у фасадного кирпича больше вариантов, чем у брусчатки. Но и ее мы производим в пяти разных цветовых решениях.
— То есть можно построить дом буквально всех цветов радуги?
— Можно, но у нас нет такой задачи. Россия — большая страна с разными культурными традициями в разных регионах. И цветовые предпочтения у них тоже отличаются. Например, кирпич в цвете металлик с мятным зеленым оттенком в Ленинградской области не будет пользоваться очень большим спросом, а вот в южных регионах он востребован. На Кавказе наверняка заинтересовались бы материалом с золотым оттенком, а в Москве — клинкером с металлическим розовым отливом.
Пока в России больше никто, кроме «Группы ЛСР», не способен производить качественную ангобированную клинкерную брусчатку. В ближайшие годы на этом рынке в России новых игроков не появится: оборудование для такого производства сейчас недоступно, к тому же оно очень дорогое.
Но это не значит, что нам можно расслабиться. Наоборот: спрос растет, у потребителя появляются все новые и новые запросы, поэтому нам нужно много работать, чтобы их удовлетворить.

Реклама / ООО «ЛСР. Стеновые материалы», ИНН 4706035757














