НАШ ЦИТАТНИК: «Если ставка по «Семейной ипотеке» будет зависеть от количества детей и для семей с одним ребенком составит не 6%, а 12%, это существенно повлияет на объемы выдачи. По оценкам экспертов, половина сделок по льготной программе станет недоступной...» Ольга Трошева

22 декабря, 14:47

Строители справляются: Петербург и Ленобласть выполнят в этом году план по вводу жилья

Сегодня в 13:14

Петербург выполнит в этом году план по вводу жилья. Кроме того, в городе будет сдано более сотни социальных объектов. Продолжается реализация масштабных проектов в сфере транспортной инфраструктуры. В Ленинградской области с показателями строительства тоже все благополучно, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране. Участники очередного Съезда строителей сосредоточились на обсуждении новых приоритетов развития петербургской агломерации и отдаленных районов Ленобласти.

Фото (тут и далее): пресс-служба ССОО

Петербургские итоги  

Идея о том, что строители способны преодолеть любой кризис, стала главной для строительного рынка в 2025 году, и, похоже, она же будет лейтмотивом и всего 2026-го. По крайней мере именно таким был настрой на XXIII Съезде строителей Санкт-Петербурга, который прошел 10 декабря в историческом парке «Россия — моя история». Модератором съезда выступил координатор Ассоциации «Национальное объединение строителей по г. Санкт-Петербургу», президент Союза строительных объединений и организаций Александр Вахмистров. 

Губернатор Петербурга Александр Беглов, который открыл торжественную часть съезда, рассказал об успехах городских строителей в уходящем году.

Так, к началу декабря согласованный с Минстроем годовой план по вводу жилья в эксплуатацию реализован на 80,2%: сдано 2,087 млн кв. м. Губернатор уверен, что план в 2,578 млн «квадратов» по итогам года будет выполнен.

Это на 3,1% меньше, чем в 2024 году (тогда было 2,66 млн кв. м), и на 26% меньше уровня 2023-го (3,48 млн кв. м).

Градоначальник напомнил, что в 2024 году Петербург стал лидером России по числу построенных социальных объектов: было сдано 126 детских садов, школ, поликлиник и прочей социальной инфраструктуры. В этом году список пополнится еще 108 адресами.  

Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга

Ставка на метро 

Безусловный приоритет города — строительство метро, заявил губернатор. И для этого, по его словам, есть все необходимые условия: в 2021 году признано банкротом ОАО «Метрострой» — наследник «Ленметростроя», предприятие с 80-летней историей. Его полномочия и активы передали АО «Метрострой Северной столицы», учрежденному в 2020 году.

Петербургское метростроение попало в период турбулентности еще в середине 2010-х: городские власти не раз переносили тендеры на строительство подземки, сокращали финансирование проектов. В итоге «Метрострой» стал задерживать расчеты с поставщиками и сроки сдачи объектов, у Смольного появились претензии к качеству их строительства. В 2019 и 2020 годах «Метрострой» не получил ни одного нового госконтракта, скатился в убытки, и его обанкротили по иску Федеральной налоговой службы.

«Нам нужно было спасти отрасль метростроения, иначе мы бы ее потеряли. Сегодня у нас есть своя городская компания, мы прошли все кризисные явления», — заявил Александр Беглов.

По его словам, Смольный «взял перед горожанами обязательство — ввести десять станций за пять лет». В прошлом году, правда, была открыта всего одна («Горный институт»), а в этом не запустят ни одной. Но зато «уже практически готовы «Юго-Западная» и «Путиловская», а вместе с ними и первый участок новой шестой линии», и «для нас это победа», признался губернатор.

«Сегодня у нас есть с кем строить, чем строить и, самое главное — есть финансирование. Метростроевцы готовы наращивать темпы. За метростроение в нашем городе можно не беспокоиться», — сказал он.

Впрочем, поводы для беспокойства все-таки есть: в ноябре председатель городского Комитета по градостроительству и архитектуре Юлия Киселева сообщила, что сроки ввода части станций, намеченных к открытию до 2030 года, могут быть перенесены. В их числе продолжение «оранжевой» ветки до станции метро «Кудрово» и до станции «Морской фасад», строительство станции «Шуваловский проспект» («фиолетовая» линия).  

1 из 4
Александр Беглов и Александр Вахмистров

«Работать в любых условиях» 

Метрополитеном планы города по развитию транспортной инфраструктуры не исчерпываются. В этом году энергично шло и дорожное строительство. Приведено в порядок более 160 км дорог: Невский, Каменноостровский, Московский проспекты, улица Бабушкина, Приморское шоссе. Новое покрытие получили мосты: Дворцовый, Троицкий и Благовещенский.

Строятся магистраль М-32, Южная широтная магистраль, идет реконструкция Цимбалинского путепровода.

Этот путепровод связан с реализацией федерального мегапроекта — железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Петербургом и Москвой, напомнил Александр Беглов. ВСМ проложат под новым Цимбалинским путепроводом, а старый, построенный в 1910 году, планируется разобрать в 2027-м.

Движение поездов до Москвы обещают запустить в 2028 году. В городской черте они будут развивать скорость 200 км/ч, за пределами городов — 400 км/ч. 

В числе мегапроектов, которыми могут гордиться петербургские строители, губернатор также назвал модернизацию Кронштадта, скоростную трамвайную линию «Славянка». Идет подготовка к строительству очередных этапов Широтной магистрали скоростного движения, в составе которой запланирован новый разводной мост через Неву.

Продолжается проектирование курорта «Санкт-Петербург Марина» — он включен в состав федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал». Город готовится к старту второй очереди расширения аэропорта Пулково, которое начнется в 2027 году, к строительству канализационного коллектора Горская — ТКК Конная Лахта, к запуску кампуса и технологической долины «ИТМО-Хайпарк» в Пушкинском районе — этот проект станет ядром нового города-спутника Южный.

Губернатор признал, что застройщикам сегодня непросто, учитывая дороговизну кредитов, инфляцию, сворачивание городской программы вывода из Петербурга промпредприятий. Он отметил, что, отказывая девелоперам в застройке промышленных территорий, власти заботятся о петербуржцах, и призвал строителей последовать этому примеру.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, стройка в Петербурге не останавливается, так как «строитель может работать в любых условиях, строители умеют выживать», констатировал в заключение Александр Беглов.

Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз отметил, что, несмотря на все вызовы, Петербург традиционно остается центром притяжения инвестиций в строительство: продолжается развитие инфраструктуры, расширяются жилые районы, реализуются крупные городские проекты. Отрасль в городе ощущает себя увереннее, чем в ряде других регионов. Это объясняется сочетанием инвестиционной активности, плотности спроса и наличием крупных девелоперов. 

Евгений Барановский, вице-губернатор Ленинградской области

Ленобласть замедляет темпы  

Вице-губернатор Ленинградской области по вопросам строительного комплекса и ЖКХ Евгений Барановский рассказал, что в регионе в этом году будет сдано 4,094 млн кв. м жилья — это даже чуть больше, чем в 2024-м (4,065 млн), и почти столько же, сколько в 2023-м (4,186 млн). Из общего объема ввода 2,89 млн «квадратов» приходится на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), 1,2 млн — на многоквартирные дома (МКД).

Ленобласть сегодня показывает более оптимистичную динамику по объемам новостроек, чем соседний Петербург. Например, как писала «НП», по итогам 11 месяцев 2025 года объемы жилых проектов, находящихся на стадии строительства, в Ленобласти выросли на 7,5% к уровню того же периода 2024-го, а в Северной столице, наоборот, снизились на 2,7%.

Однако и область замедляет темпы, признал Евгений Барановский: с начала года в регионе выдано только 90 разрешений на строительство — это менее 566,47 тыс. кв. м нового жилья, или 12 065 квартир. Ровно год назад на Съезде строителей чиновник отчитался о выдаче 152 разрешений суммарно на 1,5 млн кв. м (50 тыс. квартир). Тогда по сравнению с 2023 годом количество выданных разрешений выросло на 14%, сейчас — снизилось в 1,7 раза год к году.

«Год еще не закончился, цифра чуть подрастет. Но все равно в перспективе двух-трех лет по МКД будет снижение», — признал Евгений Барановский.

В области развивается социальная инфраструктура: в стройке находится 100 детсадов, школ, учреждений здравоохранения и культуры.

Регион работает над решением проблемы «обманутых ИЖСников», доложил чиновник.

«Там ситуация уникальна: банк выдает ипотечный заем на строительство жилого дома, согласовывает привлечение той или иной организации. Но она оказывается мошенником, заводится уголовное дело, а при этом заемщики продолжают выплачивать кредиты», — обрисовал проблему Евгений Барановский.

По его мнению, нужно добиваться того, чтобы банки входили в такие уголовные дела в качестве потерпевших, чтобы освободить людей от выплаты ипотеки. Однако правовых механизмов для этого на сегодня нет, остается только договариваться с банками, и «они навстречу пошли». Так что Ленобласть продолжит эту работу. 

Новые приоритеты 

Еще одна важная для региона тема — создание так называемых опорных населенных пунктов (ОНП). Это поселения, расположенные вне границы петербургской агломерации, на базе которых обеспечивается ускоренное развитие инфраструктуры. Таких ОНП в Ленобласти будет 27, они охватят 1,5 млн жителей региона.

В их числе: Кингисепп, Волхов, Выборг, Тихвин и другие города. В них будет строиться жилье, общественные пространства, туристические, рекреационные объекты, транспортная инфраструктура. В результате повысится качество жилой среды, люди будут заинтересованы приезжать в эти населенные пункты, что даст стимул для развития Ленобласти в целом.

Евгений Барановский также напомнил, что в регионе с 2026 года запрещено строить квартиры и апартаменты площадью меньше 28 кв. м, и пообещал усилить контроль за соблюдением сроков строительства.

Он пожелал строителям, чтобы в 2026 году «кривая наполнения эскроу-счетов шла только вверх, а ставка Центробанка — только вниз».

В обязательной части программы съезда его участники большинством голосов переизбрали на пост президента Союза строителей Санкт-Петербурга Александра Вахмистрова и продлили полномочия исполнительного директора союза Олега Бритова. А также сохранили на прежнем уровне размер членских взносов. Кроме того, Союз строителей утвердил план работы организации на 2026 год.

Александр Вахмистров, закрывая официальную часть съезда, выразил надежду, что коллеги из строительного комплекса Петербурга и Ленобласти справятся с задачами, которые для них обозначили чиновники. 

ПО ТРАДИЦИИ НА СЪЕЗДЕ ГУБЕРНАТОР АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ ВРУЧИЛ СТРОИТЕЛЯМ ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ЗА ТРУДОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ  

  • Марина Лебедева, ведущий инженер отдела инженерной геологии ЗАО «ЛенТИСИЗ» получила благодарность Министерства строительства и ЖКХ.
  • Мартун Даниелян, первый заместитель гендиректора ЗАО «Трест 101» — почетный знак «Строителю Санкт-Петербурга» I степени.

Почетным знаком «Строителю Санкт-Петербурга» III степени награждены: 
Михаил Бабич, заместитель гендиректора по производству ООО «Дельта»; Елена Голованова, эксперт отдела конструкций Управления государственной экспертизы СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы»; Елена Чугина, начальник сметно-контрольного отдела строительства объектов образования Сметно-контрольного управления СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции».