НАШ ЦИТАТНИК: «Промышленная ипотека – важный инструмент, который позволяет создавать предприятия малого и среднего бизнеса, например, light industrial. Но если ставка по кредиту будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, риски заемщиков серьезно возрастают...» Анатолий Клинков

26 апреля, 05:43

Капризы дачного спроса

29 июля 2019 в 15:55

Спрос на дачные участки остаётся стабильным. Социологи уверены, что он должен расти. Девелоперы сомневаются.

Спрос на дачные участки остаётся стабильным. Социологи уверены, что он должен расти. Девелоперы сомневаются.

По данным свежего опроса ВЦИОМ, дачи есть у 41% россиян, 59% пока обходится без них. Однако, по мнению социологов, чуть ли не половина «обездаченных» граждан мечтает прикупить «домик в деревне»! Если считать от всей выборки, такое намерение выражает почти треть опрошенных – 27,1%. Получается, 14,6 млн домохозяйств – потенциальные покупатели участков и коттеджей! Дальше у ВЦИОМа идут детали: 59% планируют использовать «фазенду» для выращивания сельхозпродуктов; 48% жаждут развлечений и отдыха, ещё 30% (можно было давать больше одного ответа) мечтают о клумбах и газонах…

Ну, если семья рассчитывает выращивать картошку на пропитание – вряд ли у неё найдутся деньги на приличный садовый участок.

Интересен другой момент: устойчиво растёт доля дачников, имеющих загородный дом, «пригодный для постоянного проживания». В 2012 году таких насчитывалось 5%, в 2014-м – 8%, сейчас уже 12%.

Жаль, что рынок пока не подтверждает рост спроса. По сведениям аналитиков «Петербургской Недвижимости», за первое полугодие 2019-го девелоперам в коттеджных посёлках удалось реализовать 2600 лотов (участки, дома, секции). Объём продаж – примерно на уровне прошлых лет. За это же время на рынке появилось 12 новых проектов (2200 лотов). То есть предложение даже отстаёт от спроса. Хотя и запасов товара хватает: под Петербургом и в Ленобласти насчитывается около 350 коттеджных посёлков, в них – 40 600 домовладений. В продаже – 18 600 лотов (участки и дома в основном, конечно, участки без подряда).

Любопытно сравнить с Подмосковьем. Здесь за полугодие было продано около 5000 домов и участков; всего в организованной застройке – более 800 посёлков, объём предложения – свыше 50 000 лотов. То есть в Московской области «затоваривание» даже более серьёзное, чем у нас в регионе. Доля участков без подряда пока поменьше (примерно 73%, у нас – более 80%), но тоже растёт.

Получается нестыковка. Дачи вроде бы нужны миллионам граждан – но их мечты никак не превращаются в реальный спрос.

В дорогом сегменте – похожая картина. Почти все опрошенные нами эксперты и риэлторы говорят: есть реальные заявки на готовые дома, причём в самом «вкусном» сегменте.

При этом аналитики Knight Frank SPb отмечают: с января по июнь в нашем регионе не появилось ни одного коттеджного проекта класса А или В (Hill Park – не вполне новый проект).  Более того: продажи сократились на 44% в классе А и на 37% – в классе В. То есть и в дорогом сегменте спрос остаётся в мечтах и не доходит до реальных сделок. А девелоперы совершенно резонно не хотят рисковать и вкладываться в строительство за свой счёт – с риском остаться с многомиллионным неликвидом на руках…

Цены в этом году менялись мало: плюс-минус 5–7%. В дорогом Всеволожском районе участки немного подешевели, в недооценённом Выборгском – подорожали. Но не настолько, чтобы говорить о тенденциях. 

Преседатель совета директоров ООО «1-я Академия недвижимости» Дмитрий Новосельцев полагает, что во втором полугодии более вероятен негативный сценарий: спрос будет плавно сокращаться, в лучшем случае – останется на сложившемся уровне.

Девелопер Святослав Филиппов (компания «Славные просторы») уверен, что рынок «стабилен в том плане, что люди всё равно будут продавать, менять, покупать, улучшать жильё», и этот спрос никуда не денется. По мнению г-на Филиппова, перспективное направление – посёлки с «городским» набором сетей как альтернатива дорожающим квартирам. 

Для того, чтобы намерения потенциальных покупателей совпадали с возможностями, нужны серьёзные преобразования в экономике.

Но и об этом пока приходится в основном мечтать.