НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

23 апреля, 16:59

Дачников не допустят к памятникам

19 сентября 2019 в 13:12

Местные власти не смогут предоставить гражданам и юрлицам участки в местах расположения объектов культурного наследия или в их зонах охраны.

Местные власти не смогут предоставить гражданам и юрлицам участки в местах расположения объектов культурного наследия или в их зонах охраны. Такой законопроект внесло в Госдуму Законодательное собрание Республики Карелия.

Авторы хотят изменить некоторые положения Земельного кодекса, в котором с 2015 года упрощена и ускорена процедура предоставления государственной и муниципальной земли. В пояснительной записке сказано, что схема размещения участка на кадастровом плане территории утверждается без заинтересованных сторон. Например, никто не спрашивает согласия органов охраны объектов культурного наследия. 

Разработчики законопроекта сетуют: участились случаи, когда наделы под ИЖС, дачное строительство и другие виды использования (в том числе предоставленные многодетным и инвалидам) выделяют в местах расположения объектов культурного наследия. Например, там, где есть «скрытые археологические ценности» или в границах зон охраны памятников. Бывает, что объекты археологического наследия на образуемых участках обнаруживают позднее. В итоге наделы нельзя использовать для застройки.

Законопроект предлагает запрашивать визу регионального органа охраны памятников. Речь идёт только о случаях, когда участок формируется для индивидуального жилищного строительства, крестьянского и фермерского хозяйства или для садоводства и огородничества.

Партнёр АБ «ФРЕММ», адвокат Владислав Шестаков полагает, что законопроект отражает местную специфику Республики Карелия, а скрытые объекты археологического наследия приведены не просто как пример, а как основная причина разработки документа: «При этом в проекте речь идёт только об объектах, включённых в реестр, хотя в отношении вновь выявленных объектов культурного наследия действует тот же режим охраны. То есть на их территории участки можно предоставлять?»

Также в проекте упоминают возможность выявления таких объектов на момент согласования схемы, но термин «выявление» используется в ином смысле, чем в законе «Об объектах культурного наследия». То есть объект не включён в реестр, не является вновь выявленным по смыслу 73-ФЗ, но его обнаружили. Каковы основания для отказа в согласовании схемы? Проект не поясняет, что делать, если объект был настолько «скрытым», что его обнаружили уже после согласования схемы. То есть проблема предоставления гражданину участка, который он не сможет использовать по назначению, всё равно остаётся.

«На мой взгляд, обозначенная проблема решается надлежащим исполнением закона 73-ФЗ. То есть установлением границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия в предусмотренном порядке. Общее направление развития законодательства в области зон с особыми условиями использования территорий заключается в обеспечении максимальной публичности и доступности информации об их границах и режимах. А предлагаемый проект исходит из того, что подобной информацией может обладать только один специализированный орган власти, то есть это, по сути, шаг назад», – полагает Владислав Шестаков.