НАШ ЦИТАТНИК: «Отмена льготной ипотеки стимулирует спрос на апартаменты, так как привлекательность квартир для инвесторов снизится. Если раньше люди покупали квартиру «под сдачу», используя льготную ипотеку, теперь они станут рассматривать другие варианты...» Евгений Тихоненко

24 июля, 17:42

Коктейль из жилья с апартаментами

4 октября 2019 в 10:37

Чиновники из Минэкономразвития требуют, чтобы сервисы онлайн-бронирования перестали называть квартиры и комнаты – апартаментами.

Чиновники из Минэкономразвития требуют, чтобы сервисы онлайн-бронирования перестали называть квартиры и комнаты – апартаментами.

Официальное письмо ведомства получили более 20 участников рынка, включая Booking.com, 101hotels.info, Expedia.com, Ostrovok.ru, Svoy-Hotel.ru, сообщают «Коммерсантъ» и «Фонтанка». Ограничения связаны с вступлением в силу «закона Хованской», запрещающего оказание гостиничных услуг в жилых помещениях. (Обычно коллеги пишут о «запрете хостелов» – это не совсем точно.)

Действительно: если собственника жилья (физлицо) поймают на рекламе гостиничных услуг – ему грозят нешуточные неприятности: от штрафа за неправильную рекламу до «уголовки» за незаконную предпринимательскую деятельность.

Власть довольно неуклюже пытается навести порядок в сфере, которую сама же безнадёжно запутала. Напомним: совсем недавно чиновники разных уровней (заместитель министра Никита Стасишин, председатель комитета Думы по собственности Николай Николаев, главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев) настаивали на том, что жильё и апартаменты – практически одно и то же. И требовали уравнять статус этих видов недвижимости. Параллельно члены рабочей группы при МЭР указывали участникам рынка, что «апартамент» – это не что иное как двухместный номер площадью не менее 40 кв.м (чем привели в шок девелоперов). Свежий казус с приостановкой регистрации апартов по ДДУ выпечен на той же кухне.

МЭР заявлял о подготовке законопроекта о «туристическом жилье»: ввести для владельцев, которые сдают своё жильё на срок менее 30 дней, обязательную регистрацию в специальном реестре под уникальным номером. Судьба этой инициативы туманна.

Проблема в том, что провести чёткую, юридически корректную границу между сдачей жилья в краткосрочную аренду и оказанием гостиничных услуг – не так-то просто. (Ситуация – примерно как с капитальным и некапитальным строительством.)

Юрист Дмитрий Некрестьянов, партнёр компании «Качкин и Партнёры», уточняет: «Гостиничные услуги предполагают наличие сопутствующих сервисов (ресепшн, ежедневная уборка, регистрация по месту пребывания и пр.)». По мнению г-на Некрестьянова, контролёры будут ориентироваться на наименование объекта в рекламе: назвался «апартаментами» – значит, отель. «Административно правильные» наименования для жилья в краткосрочной аренде – «комнаты для отдыха», «меблированные комнаты», «доходный дом», «опочивальни»…

Другая часть проблемы – трудности перевода. Реклама мест размещения рассчитана в том числе и на иностранных туристов. Например, «доходный дом» по-английски как раз и будет apartment building… И что – штрафовать собственника? Или объяснять владельцам Booking’a и Airbnb, что они неправы?

В сентябре Росстандарт выпустил письмо с разъяснениями: временным жильём могут считаться меблированные комнаты или квартиры, а также коттеджи и домики. При этом разрешается «предоставление минимального объёма дополнительных услуг». Какой объём услуг считать «минимальным», ведомство не поясняет.

Принудительная смена наименования в рекламе, конечно, дополнительно запутает туристов и причинит убытки владельцам помещений.

Некоторую ясность могла внести судебная практика: если бы, например, Роспотребнадзор и ФНС штрафовали собственника, а тот отбивался бы в судах, вплоть до Верховного, доказывая: раз помещение жилое – так о гостинице и речи нет. А «звёзды» без спроса нарисовали на сайте-агрегаторе. Но пока сведениями о таких процессах мы не располагаем.