НАШ ЦИТАТНИК: «Петербургский рынок недвижимости в стагнации с апреля. Резкого роста или, наоборот, оттока региональных клиентов я не вижу. Возможно, в период нестабильности большинство людей предпочтет вкладывать деньги там, где им уже все понятно и знакомо...» Екатерина Запорожченко

24 мая, 15:56
31 июля 2018 в 08:04

Ползучий рост налога

В Совет Федерации передан закон, притормаживающий рост налога на имущество физических лиц.

В Совет Федерации передан закон, притормаживающий рост налога на имущество физических лиц.  

Дума приняла его на одной из последних сессий. Документ вносит изменения в 52-ю главу Налогового кодекса.

Виза СовФеда и президентская подпись, видимо, не заставят долго себя ждать.

Сейчас действует «гибридный» порядок налогообложения: часть базы исчисляется по кадастровой стоимости, часть – по инвентаризационной. Такой порядок ввели в 2015-м; субъекты РФ с переходом на новую схему определялись самостоятельно. И каждый год кадастровую часть увеличивали на 20%. За пять лет она должна была полностью заменить ПИБовскую. «Продвинутые» регионы (включая Москву, Петербург, Московскую и Ленинградскую области) повышали коэффициент уже три раза: в 28 субъектах РФ действует коэффициент 0,6. Налог за прошлый год должны были считать с коэффициентом 0,8. В 36 субъектах РФ налог за 2017 год исчисляется с коэффициентом 0,2 или 0,4, в остальных – по разным причинам – новый порядок не применяется вообще.

(Неожиданный «бонус» получили новостройки: применительно к ним после упразднения ПИБов инвентаризационная стоимость вообще не рассчитывается, и налог на квартиры, введённые после 2015 года, получился меньше, чем на такие же на «вторичке».)

Большинство коллег, опираясь на думские релизы, поспешили сообщить, что по новому закону величина налога на недвижимое имущество будет ограничена коэффициентом 0,6.

Это не так.

Депутаты просто распорядились повышать кадастровую часть не на 20%, а на 10% ежегодно. Так что полное замещение произойдёт в передовых регионах не через два, а через 4 года. Налог за прошлый год должны посчитать с коэффициентом 0,7%. Причём в пояснительной записке указано лукаво: «не более чем на 10%». То есть меньше – можно. Но вряд ли региональные власти дадут гражданам сэкономить на доходах казны.  

В поправках есть ещё несколько приятных новаций, связанных с перерасчётом и возвратом излишне уплаченных сумм. Но эти положения будут разбирать и комментировать юристы: документ составлен крайне невнятно.

Есть ещё один спорный момент: в регионах уже подсчитали будущие доходы и сверстали бюджеты, исходя из коэффициента 0,8. Выпадающие доходы составят около 6 млрд рублей. Но, во-первых, в общем объёме имущественного налога эта сумма абсолютно несущественна (около 1%). А во-вторых – её с запасом перекроют несостоявшиеся пенсионеры. Им полагались весьма важные льготы, в том числе – освобождение от имущественных налогов (одна квартира, один дом, один гараж). Но в связи со смещением даты выхода на пенсию такого права у них в этом году не будет. Придётся платить по полной…