Достоевский в граните и меди
Город тормозит выделение участка для строительства нового здания Музея Достоевского. Хотя с инициатором его создания подписано соглашение о реализации проекта к 200-летию со дня рождения писателя, то есть к 2021-му.
Город тормозит выделение участка для строительства нового здания Музея Достоевского. Хотя с инициатором его создания подписано соглашение о реализации проекта к 200-летию со дня рождения писателя, то есть к 2021-му.
В обход существующей процедуры фонду «Петербург Достоевского» настойчиво предложили обсудить свою концепцию на Градостроительном совете, хотя у авторов – АМ «Евгений Герасимов и партнёры» – не было возможности тщательно обследовать участок под строительство в Кузнечном переулке, 7. Кстати, некогда там находился доходный дом, который по аварийности снесли в советские годы. Территорию включили было в список городских ЗНОП, но потом лишили этого статуса. Представители фонда считают её пустырём и «курилкой» для студентов соседнего ИНЖЭКОНа, а жители соседних домов – полноценным сквером, где они сами высаживали деревья. Впрочем, застроить его предполагают не полностью, а лишь в той части, что примыкает к Кузнечному переулку.
Как сообщил Евгений Герасимов, общая площадь нового музейного здания составит 1300 кв.м. Объём предполагаемых инвестиций – 650 млн рублей ($10 млн). Необходимую сумму фонд гарантирует собрать сразу после получения участка под застройку. По заверению г-на Герасимова, деньги (среди других меценатов) готовы пожертвовать глава ЛСР Андрей Молчанов и бизнесмен Феликс Длин. За счёт первых взносов благотворителей уже удалось расселить одну из квартир в доме, где находится музей-квартира писателя.
Её безвозмездно передадут музею. Но его директор Наталья Ашинбаева заверила членов Градсовета, что одним расселением всех проблем не решить. Новое здание позволит создать современный многофункциональный зал для театральных постановок и лекций, выставочное пространство и лифт, необходимый для доступа инвалидов, в том числе и в музей-квартиру. Фасады музея предлагают облицевать серым гранитом разных пород и фактуры с акцентами в виде огромного проёма на первом этаже и эркера, окантованных медью. «Мы не считаем возможным натягивать на музей XXI века фасад доходного дома двухсотлетней давности», – пояснил г-н Герасимов.
Мнения членов Градсовета разошлись. К примеру, руководитель мастерской Анатолий Столярчук уверен, что препятствий для реализации проекта нет, тем более он вписывается во все параметры ПЗЗ. Михаил Кондиайн, партнёр бюро «Земцов, Кондиайн и партнёры», считает, что здание могло бы стать интересной интерпретацией исторической архитектуры. Никите Явейну, главе «Студии 44», фасад показался «слишком дорогим», что не соответствует духу Достоевского. Но при некоторой доработке такой современный облик вполне допустим. Большинство зодчих увидело в этом проекте знак того, что современная архитектура может вернуться в исторический центр, где её привечали в 1990-е, но изгнали в 2000-е.
Правда, заместитель председателя петербургского ВООПИиК Александр Кононов уверен, что соглашаться на такую архитектуру нельзя. Во-первых, она разрушит «Петербург Достоевского». А во-вторых, дом, где жил писатель, – федеральный памятник, и по закону нельзя искажать предметы его охраны, в том числе брандмауэрную стену. Александр Карпов, руководитель Центра экспертиз «ЭКОМ», процитировал положения 820-го закона, который запрещает использование нетрадиционной стилистики в оформлении фасадов: «Тогда мы должны сделать ремарку в законе: всем нельзя, а отдельным мастерам «можно».
Следующий раунд предстоит на Совете по культурному наследию.