НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

24 ноября, 00:09

Росреестр отменяет оспаривание

29 ноября 2018 в 12:41

Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости могут быть упразднены весной будущего года.

Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости могут быть упразднены весной будущего года.

Об этом заявила руководитель Росреестра Виктория Абрамченко в интервью «Известиям». Документ с поправками в законодательство о кадастровой оценке уже внесён в Думу. Г-жа Абрамченко рассчитывает, что он будет принят в весеннюю сессию.

С чего бы вдруг? Комиссии при региональных управлениях Росреестра работают; рассмотрение претензий в досудебном порядке разгружает суды; доля удовлетворённых заявлений – выше 50%.

По мнению Виктории Абрамченко, действующие комиссии непрофессиональны и подвержены коррупции: «Нам не нравится модель, когда комиссия из чиновников и одного представителя профессионального сообщества определяет рыночную стоимость объектов… Мы хотим перейти от работы комиссий к рассмотрению конкретных жалоб правообладателей, налогоплательщиков. Работа комиссий – повышенный коррупциогенный фактор. В ней нет профессионалов…» Г-жа Абрамченко уверена, что если жалобу будет рассматривать ГБУ – те же самые люди, на оценку которых и жалуются заявители, – тут-то дело и пойдёт на лад.

На недавно прошедшей в Петербурге конференции по кадастровой оценке ту же точку зрения защищал заместитель директора Департамента недвижимости МЭР Андрей Берестянский. Он настаивал, что речь идёт не об «установлении рыночной стоимости», а об исправлении ошибок в кадастре. (Неправильно установлено функциональное назначение объекта, неверно указаны площадь, этажность и пр.)

Ещё один аргумент, который используют чиновники: один владелец участка оспорил стоимость, а хозяин соседнего – нет; получается несправедливая разница в налогообложении. МЭР и Росреестр предлагают выделять массовые объекты (многоквартирные дома, садоводства) в отдельные группы. И если по одной квартире ошибка исправлена – стоимость остальных будет корректироваться автоматически.

Надо полагать, чиновников раздражает недобросовестная реклама от независимых оценщиков: «Снизим кадастровую стоимость вдвое!» Но если представители власти не могут опровергнуть такие «заказные» отчёты в суде – кто виноват?

Насчёт непрофессионализма: в регионах встречается всякое. Но в Петербурге в состав комиссии, кроме представителей исполнительной власти, Кадастровой палаты и Росреестра, неизменно входит Николай Баринов, авторитетнейший эксперт, директор по научно-методической работе ГК «Аверс»…

Кроме того, Росреестр недоволен позицией регионов: местным властям нужна максимально возможная кадастровая стоимость (чтобы собирать побольше налогов), федеральным – минимальное количество скандалов. Поэтому ведомство настаивает, чтобы руководителей ГБУ по кадастровой оценке назначали и снимали из Москвы, пусть и по согласованию с властями субъекта РФ.

В предложенной схеме заложено неустранимое противоречие, замечает Алексей Каминский, президент НП «СРОО «Экспертный совет». Во-первых, для правообладателя оспорить решение ГБУ гораздо сложнее, чем через суд установить кадастровую стоимость в размере рыночной. Во-вторых, назначенный «сверху» руководитель ГБУ неизбежно окажется у развилки: если он будет изменять кадастровую стоимость на основании «рыночных» отчётов об оценке, то рискует угодить под следствие за причинение ущерба бюджету; если начнёт штамповать отказы, даже если оценка верная, – получит волну судебных исков и будет уволен. (Для увольнения достаточно, если 20% решений вынесено не в пользу ГБУ.)

Возможно, в ходе рассмотрения в Думе в законопроект внесут поправки. По крайней мере, профессиональные оценщики очень на это рассчитывают.