Как интегрировать Петербург и Ленобласть? И нужно ли это?
Своим мнением с NSP поделились Михаил Москвин, Антон Мороз, Денис Седов, Анна Гаркуша, Алексей Булдин и другие.
В общем шуме про поправки в Конституцию вдруг снова зазвучала тема объединения регионов. И про Петербург с Ленобластью, конечно, тоже не забыли. Губернатор ЛО Александр Дрозденко парировал изящно – оставил в стороне объединение границ и стал говорить об интеграции. В транспортных связях, в приведении к общему знаменателю социальных льгот и тарифов на ресурсы, в совместном решении проблем экологии…
В каких сферах координация действий особенно важна? Как нужно выстраивать взаимодействие субъектов в новых кварталах, расположенных у городской черты? Смогут ли два субъекта договориться хотя бы о вывозе мусора? Что из позитивного опыта стоило бы перенять у областных коллег петербургским властям, и наоборот?
Михаил Москвин,
заместитель председателя правительства Ленинградской области:
– На мой взгляд, самое важное направление, где остро необходима координация усилий двух регионов, – выравнивание транспортных и коммунальных тарифов. Для обычного гражданина граница между субъектами Федерации – вещь достаточно условная. И когда выясняется, что от регистрации, от отметки в паспорте зависит стоимость проезда, зависят ежемесячные платежи, – это огорчает.
Вторая важная тема – мусорная реформа, переработка отходов. Это не только финансовый вопрос: надо решать проблемы логистики, надо разъяснять гражданам, что делается и почему. Тема болезненная, и необходимо работать с группами недовольных. Если искать отдалённые площадки, где нет населённых пунктов, – получится дороже. Быстрых решений в этой сфере нет, надо браться и делать.
Антон Мороз,
вице-президент НОСТРОЙ, член Совета НОСТРОЙ от СЗФО:
– Координация двух субъектов необходима в первую очередь при развитии транспортных узлов и инфраструктуры. Транспорт неразрывно связывает Петербург и Ленобласть. Нужна единая, понятная и разработанная совместно система развития. Это, например, поможет выявить необходимость или ненужность второго авиаузла. Позволит решить сезонную проблему избыточной загрузки автомобильных дорог Ленобласти. Здесь могут быть предприняты кардинальные меры. Например, с учётом того, что дорогами Ленобласти массово пользуются жители и предприятия Петербурга, могут быть пересмотрены и правила формирования дорожных фондов.
Вторая важная сфера – это социальная инфраструктура. Есть диссонанс между социальным обслуживанием в Петербурге и Лен-области. Как на уровне школ и детских садов, так и на уровне объектов культуры. Большой объём строительства в области сосредоточен на приграничных с городом территориях, а многие покупатели этого жилья – петербуржцы. Это огромная дополнительная нагрузка на социальные ресурсы региона. Социальное обслуживание уже не может соответствовать городскому уровню, и все пытаются, например, устроить детей в городские школы.
Субъекты могли бы синхронизировать системы экономического планирования. Уравнять тарифную политику поставки ресурсов, а также социальные пакеты. Город, например, мог бы перенять очень удачный опыт области в рамках программы «Соцобъекты в обмен на налоги». Не помешали бы унифицированные нормы в части градостроительной политики, но с учётом особенностей развития (для Петербурга это всё же промышленное домостроение, а для области – больше ИЖС и малоэтажное), а также в сфере исторического наследия. Ну и, естественно, поскольку Петербург – главный поставщик мусора для полигонов Ленобласти, то над решением этого вопроса и финансированием этой сферы должны думать оба региона.
Николай Пашков,
генеральный директор Knight Frank St. Petersburg:
– Подобное разделение мне всегда казалось достаточно искусственным. Подтверждением этому в градостроительной отрасли служит огромное количество проблем, возникающих на стыке города и области из-за разницы в нормативной базе, несогласованности действий, провалов в зонах ответственности. Кроме того, это и транспортные проблемы, и проблемы с инфраструктурой, и проблемы хаотичной застройки, и тот же вывоз мусора. Если обратиться к истории, то можно увидеть, что города никогда не существовали в изоляции. Почти всегда это был комплекс города и подчинённой ему окрестной сельской территории.
Александр Орт,
президент Группы компаний «ННЭ»:
– Об объединении Петербурга и области можно говорить много и долго. Но жизнь уже расставила акценты во взаимоотношениях двух регионов. Жилые кварталы вышли за границы мегаполиса, но всё их инженерное обеспечение лежит на городских службах – «Водоканале», ГУП «ТЭК», «Ленэнерго». Городские транспортные магистрали должны обеспечивать въезд-выезд в областные жилые районы. И это одна из самых актуальных тем при обсуждении слияния регионов. Транспортные системы отдельных регионов не могут развиваться и существовать в отрыве друг от друга.
Но самым животрепещущим остаётся вопрос вывоза и переработки городского мусора, который из одного субъекта Федерации должен перемещаться для утилизации в другой. Именно эти задачи надо решать в первую очередь, иначе мы получим новые проблемы с транспортной доступностью и экологией. Конечно, многое делается. В область провели метрополитен, строят дороги, прокладывают сети в единой с городом системе. Теперь на очереди социальные вопросы.
Денис Седов,
председатель Комитета по дорожному хозяйству Ленобласти:
– Необходимо больше координации в решении вопроса с вылетными магистралями, соединяющими город и область. Совместное финансирование больших дорожных проектов привело бы к ускоренной расшивке проблемных узлов. Пока же область рассчитывает на себя и федеральный бюджет.
К проектам, которые реализуются без финансового участия города, можно отнести реконструкцию Колтушского шоссе стоимостью 8 млрд рублей, транспортный обход Мурино в створе Пискарёвского проспекта (5,7 млрд) и развязку с КАД в Мурино (900 млн).
Екатерина Тейдер,
руководитель направления девелопмента Becar Asset Management:
– Очевидно, что масштабные проекты жилой застройки на границе области и города предполагают интеграцию в дорожно-транспортную сеть и социальную инфраструктуру Петербурга, хотя де-юре они расположены на территории другого региона. Поэтому важно учитывать реальное окружение объекта на местности и планируемую застройку территории без привязки к границам субъектов. Если действительно работать над повышением качества жизни населения, придётся ориентироваться на факты, а не на формальную статистику. Например, многие люди с областной пропиской ежедневно работают в Петербурге. Маятниковые перемещения существенно влияют на загрузку транспортных артерий, социальных и коммерческих объектов, и развивать эту инфраструктуру изолированно для обоих субъектов становится всё труднее.
Анна Гаркуша,
эксперт движения «Раздельный сбор»:
– Необходимо понимать параметры интеграции и как она отразится на бюджете. Два субъекта – два бюджета, причём город считается более «состоятельным», чем Ленобласть. Это заметно по уровню обеспечения школ, поликлиник, больниц, по состоянию дорог и т.д. Как будут распределяться вложения? И возможно ли перекрёстное финансирование проектов в принципе?
То есть пока нет пилотного проекта с отработкой всех подводных камней, сложно говорить о широкомасштабной интеграции. Хотя она и была бы полезна.
Что касается отходов, Петербург «страдает» не только отсутствием хорошей территориальной схемы. В городе нет никакой политики по обращению с мусором даже на уровне концепта, а значит, непонятно, что Петербург может предложить и пообещать Ленобласти.
Георгий Богачёв,
владелец базы отдыха «Илоранта», экс-вице-губернатор Ленобласти:
– Да я и сам в своё время входил в какой-то координационный совет... Толку – чуть. Если сравнить то, что по поводу интеграции, координации или объединения много лет говорится и пишется с конечным результатом, сразу всё понятно. Говорильня. К сожалению, российская система власти устроена так, что начальник может быть только один. Если два – уже не получается. Вот если Самый Главный начальник прикажет и даст конкретные сроки, может, что-то и выйдет. И то не факт.
Надежда Калашникова,
директор по развитию компании «Л1»:
– Я – воплощение смычки города с деревней, так как живу во Всеволожском районе Ленинградской области, а работаю в центре города на Невском проспекте.
Из-за отсутствия единой политики/дорожной карты для развития петербургской агломерации, имея в виду сам город и ближайшие прилегающие к нему районы, мы имеем сейчас весьма несбалансированную территорию, называемую Закадьем. Проблемы хорошо известны – перенаселение, дороги, мусор, отсутствие достаточной инфраструктуры. Решить их объединением города и области, на мой взгляд, невозможно. Область слишком большая и разнородная, но наводить порядок на сопредельных с Петербургом территориях необходимо. И не только накануне выборов. Как в итоге это будет называться: интеграция, слияние или ещё как-то – неважно.
Алексей Булдин,
директор по строительству «ЛенРусСтрой»:
– Вот кто-нибудь занялся бы проблемой со связью оператора «Мегафон» в Горелово. Уже столько писем написали и мы, и жители, что в Горелово «не ловит». Оператор никак не реагирует, хотя мы исправно платим за услуги мобильной связи.
О вывозе мусора, думаю, уже договариваются, ведь есть же согласительные комиссии между двумя субъектами. Другое дело, какие вопросы они обсуждают. Наверняка доберутся и до этой темы.
Наталья Осетрова,
руководитель проекта Gatchina Gardens:
– Действующее начальство вообще-то хвалить не принято: у предпринимателей это почти дурной тон. Но всё же нельзя не отметить: с губернатором Ленобласти повезло. Самое важное: он не говорит попусту, чтобы отчитаться. Если говорит – то делает. Поэтому и к его заявлению об интеграции мы относимся предельно серьёзно. Многое уже выполнено: запущены совместные транспортные проекты (конечно, их должно быть больше); Смольный и Ленобласть вместе отстаивают позиции региона в Москве. Я надеюсь, что даже такая сложная тема, как обращение с отходами, будет успешно разрулена. Компромиссные решения всегда можно найти, если есть добрая воля и настойчивость, а не сиюминутный политический интерес.
Как сказано у классиков, «согласие есть продукт при непротивлении сторон».