НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

29 марта, 00:29

Тайны тридцатого дома

4 апреля 2017 в 13:18

Эрмитаж представил реконструированный Запасной дом на Дворцовой наб., 30. Именно из-за него поместили под домашний арест замдиректора музея.

Эрмитаж представил реконструированный Запасной дом на Дворцовой наб., 30. Именно из-за него поместили под домашний арест замдиректора музея Михаила Новикова.

Реконструировала объект опальная ныне компания «Балтстрой», руководителей которой арестовали еще в прошлом году по «делу Минкульта».

На презентации глава Эрмитажа Михаил Пиотровский сразу объявил, что о причинах задержания своего зама и иных уголовных аспектах говорить не будет: «Идет следствие. А мы показываем результат реконструкции и то, как музей использует это здание».

В этом доме остались свидетельства разных эпох. Так, в подвале сохранились арочные своды  XVIII столетия. Кирпичные полы еще влажные: «Мы долго думали, как сделать гидроизоляцию, поскольку обнаружилось, что здание буквально впитывает грунтовые воды, – поясняет главный архитектор Эрмитажа Валерий Лукин. – После согласований с КГИОП мы снаружи вскрыли асфальт и сделали наружную гидроизоляцию. Вода из подвала ушла, но примерно год потребуется на естественную просушку». В подвалах хотят сделать небольшой выставочный зал для обнаруженных здесь археологических находок – голландских трубок, изразцов, монет. Самые роскошные помещения – бывший кабинет премьер-министра Витте и зал заседаний Кабинета министров Российской империи – расположены на втором этаже. В кабинете Витте с видом на Неву сохранились мраморный камин, лепной плафон с позолоченными деталями, роскошный наборный паркет XIX века из ценных пород дерева. Его, правда, фактически выполнили заново по историческому рисунку. Здесь разместится отдел истории русской культуры, а по соседству – в зале заседаний – пресс-служба.  Внутренний двор не стали превращать в атриум, но, чтобы расширить площади, «родные» штукатурные  фасады оформили дополнительными. Они тонированы дымчатым стеклом. В результате между фасадами образовался теплый коридор. Этот прием позволил максимально использовать внутренние помещения для размещения лабораторий. В частности, в Запасном доме уже разместили уникальные лаборатории научной реставрации восточной живописи, а также отдела научно-технической экспертизы. В частности, мастера сейчас исследуют эрмитажное полотно Эль Греко «Апостолы Петр и Павел», чтобы снять многолетние споры об авторстве и о том, как создавалась эта картина. (Специалисты не исключают, что художник писал фигуры в разное время: одну раньше – под сильным влиянием Тициана, другую позднее – уже в  собственной манере.) Кроме того, сюда переехал античный отдел. Он постепенно перевозит из запасников Малого Эрмитажа свою коллекцию из 200 000 предметов. Кстати, здесь смогут заниматься студенты вузов, изучающие культуру той эпохи.

В общем, все 7000 кв.м обновленного здания почти освоены сотрудниками Эрмитажа. В эксплуатацию Запасной дом был принят в конце 2016-го. Качество работ Михаил Пиотровский оценивает средне: «Это была советско-социалистическая стройка. Возникали неприятные ситуации, мы заставляли подрядчика переделывать. Одно время я контролировал стройку в онлайн-режиме. Буквально следил за тем, сколько рабочих вышли в смену. Некоторые недостатки подрядчик до сих пор устраняет в рамках гарантийного срока».

Напомним, эту эрмитажную стройку финансировал Минкульт по программе «Культура России». Заказчиком выступал сам музей. Суммарно генподрядный контракт с «Балтстроем» (включая два допсоглашения) стоил 2,4 млрд рублей.