Правительство ковыряется в земле
Премьер Дмитрий Медведев заявил о внесении масштабных поправок в Земельный кодекс. Жалко, что они не будут работать…
Премьер Дмитрий Медведев заявил о внесении масштабных поправок в Земельный кодекс. Жалко, что они не будут работать…
Правительственная комиссия по законодательству одобрила законопроект «О совершенствовании правового регулирования вопросов установления видов разрешённого использования земельных участков».
Обсуждаемый документ – скорее документище: в нём 111 страниц. Это пакет поправок к другому законопроекту – об отмене деления земель на категории. (В основном тексте – 92 страницы.) Проблема важная, однако несколько протухшая: законопроект о категориях принят в первом чтении ещё в 2014 году. Да с тех пор так и болтается в Думе.
Одновременно с правительственным одобрением поправок (про виды использования) основной закон (про категории) 18 июня 2018-го был отклонён Думой. То есть: понять статус документа сегодня невозможно. А запутанность бюрократических процедур полностью соответствует печальному состоянию земельного законодательства. Теперь то ли спешно будут вносить документ заново, то ли «отцепят» ВРИ от категории и будут принимать отдельным актом…
Разработчики предлагают дополнить Земельный кодекс специальной главой о ВРИ. Виды использования будут делиться на основной, вспомогательный и условно разрешённый; арендаторам и пользователям запретят менять ВРИ, за исключением случаев, когда на участке появились капитальные постройки. Подтверждается возможность строительства дома на фермерском участке – но без права выделения земли под ним и перепродажи.
Есть ещё несколько важных моментов, но подробно обсуждать их не имеет смысла.
Причина: даже если прогрессивные поправки примут – этот закон работать не будет. Потому что во всех вариантах документа предусмотрен особый режим для сельхозугодий – а вот актуальной карты сельхозугодий (с координатами и границами) нет ни в одном регионе, включая Ленинградскую область. Администрация и суды опираются на сведения госфонда данных, которые обновлялись в 80-е годы прошлого века.
И всё это упирается в давнюю склоку между Минсельхозразвития (позиция ведомства: сельхозземли – чтобы что-нибудь выращивать, а не строить) и МЭР, которое судорожно пытается хоть как-то соотнести нормативную базу с реальностью…
Именно противоречивость и неопределённость тормозит освоение земель. Аграрии не спешат, рассчитывая согласовать жилую застройку и продать наделы подороже. Застройщики боятся, что изменение ВРИ отменит прокуратура. (Прецеденты были.) Садоводы вообще не представляют, что можно строить на сельхозземлях, а чего нельзя. Муниципальные власти пытают юристов: для строительства на «сельхозке» нужны градрегламенты – а они распространяются только на земли населённых пунктов… В этой ситуации затевать масштабную реформу – значит, окончательно загнать земельный рынок в коллапс.