Амнистия замедленного действия

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о продлении «дачной амнистии».

Авторы законопроекта (Минэкономразвития) предлагают продлить до 1 марта 2020 года возможность оформления в упрощённом порядке прав на жилые и садовые дома, построенные на садовых участках.

Альтернативный проект депутата Павла Крашенинникова (продление на три года) пока не рассматривается.

Основная новация: документ предполагает, что регистрация прав на жилые или садовые дома будет происходить «независимо от включения участков, на которых расположены такие объекты, в территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства».

Это сильно.

Фактически новая версия «дачной амнистии» разрешает регистрировать постройки там, где градрегламентов нет. Не только на землях поселений, для которых по каким-то причинам не разработаны генпланы, но и на сельхозугодьях, в лесу, в водоохранных зонах и т. п.

Интересно, что одновременно с этим законопроектом правительство приняло постановление об уведомлении о сносе построек, оказавшихся в зонах с особыми условиями использования территорий. А их почти три десятка: санитарно-защитные, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные, рыбоохранные, лесопарковые и т. д.

То есть мысль у чиновников такая: сначала гражданин поставит постройку на учёт и начнёт платить налоги, потом (когда-нибудь) администрация установит границы и ограничения по использованию. И уж тогда пришлёт владельцу уведомление о сносе. Потому что пока постройки нет в кадастре – извещение присылать некуда.

Нетрудно предположить, что местные администрации будут саботировать новый «упрощённый порядок». Потому что именно им предстоит разбираться с юридическим клубком старых и новых проблем, с несоответствием построек – документам терпланирования, с сотнями новых случаев «самостроя».

Олег ЛОДЯНОВ, старший юрист корпоративной практики Rightmark Group:

– Законопроект сформулирован недостаточно чётко. Формально он говорит только о возможности зарегистрировать право собственности на жилые и садовые дома, расположенные на участках, предоставленных для садоводства и дачного хозяйства, без учёта градрегламентов. Но из него можно сделать вывод, что и после регистрации права собственности такие дома могут не отвечать градостроительным регламентам и, соответственно, не могут быть впоследствии признаны по этому основанию самовольной постройкой.

Однако нарушениями градрегламентов (то есть ПЗЗ) основания для сноса не ограничиваются. Законопроект оставляет актуальными риски, связанные с нарушением других норм и правил строительства (СЗЗ, охранные зоны газопроводов и т. д.). При этом основания для признания постройки самовольной и её сноса будет проверять суд (в частности, уточнять: знал или мог знать собственник о действии ограничений).

Синочкин Дмитрий Юрьевич