В Петербурге собираются воздвигнуть памятник строителям. Где его поставить? Из чего сделать? И на что он должен быть похож?

В Петербурге собираются воздвигнуть памятник строителям города. Как заявил Александр Беглов, «это общественная инициатива Объединения строителей Санкт-Петербурга, которую мы поддерживаем». Он также подчеркнул, что это будет памятник всем, кто на протяжении трёх веков строил наш город.

Тут, конечно, нужен креатив. Во-первых – где? Надо же с умом выбрать место! (3-ю улицу Строителей не предлагать.) Обоснуйте своё предложение. Во-вторых – какое визуальное решение будет соответствовать замыслу? Как вы это представляете? И как уместить три века – в один памятник? В-третьих – из чего? Будем использовать инновационные материалы или традиционно «отольём в граните»? Лучшие предложения редакция официально направит в Экспертный совет!

 

Алексей БЕЛОУСОВ, гендиректор СРО А «Объединение строителей Санкт-Петербурга»:
– Неплохо бы установить памятник на том месте, где начинался город. На Петроградке, на Троицкой площади, где в своё время хотели поставить монумент и назвать его «Сердце города». Ну или Петропавловская крепость.
Можно было бы, конечно, стилизовать памятник под разные материалы: начать с дерева, потом кирпич, гранит, железобетон, стекло и т.д. Но на самом деле выбор материалов должна определить архитектура – сначала облик.
Говоря о визуальном решении, думаю, это должно быть не плоскостное сооружение, а какая-то доминанта, может быть, местная. Но она должна включить в себя стили нескольких веков, отражая этапы развития строительного комплекса Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда и снова Петербурга. Может, с петровских времён и первых лесорубов и до объектов типа «Лахта-центра». Но считаю, что надо провести большой конкурс среди лучших специалистов, которые набросали бы много идей. И из этого обилия идей большая комиссия, в том числе с участием горожан и строителей, должна будет выбрать объективный и всех устраивающий вариант. Главное, чтобы этот монумент был бы памятником не обманутым дольщикам и обанкротившимся компаниям, а тем, кто строил этот город.
 

Наталья ОСЕТРОВА, руководитель проекта Gatchina Gardens:
– Каждый строитель запечатлевает себя в истории своим зданием. Построенный им объект и есть монумент, и в нём выражена вся гениальность (или бездарность) автора...
На фоне великих зодчих современные девелоперы выглядят бледно. Впрочем, как и градостроительные стандарты, которые мы сейчас используем. Трудно сравнивать современные постройки с неразрушимыми и красивыми зданиями, которые уже три столетия украшают город. Изучая историю архитектуры, я ощущаю, как во мне развивается комплекс неполноценности. И мечтаю хотя бы приблизиться к тем знаниям и умениям, которыми обладали наши предшественники. Вот когда буду уверена в своей конкурентоспособности как строителя, тогда и подумаю о месте для монумента. 
А пока на собранные для создания памятника средства в качестве благодарности строителям прошлого я бы предложила заменить детскую площадку у Медного всадника. Сейчас она просто уродует облик одного из самых красивых и посещаемых мест Петербурга.
 

Александр БРЕГА, генеральный директор корпорации «Мегалит»:
– Памятник, посвящённый строителям Петербурга, должен иллюстрировать постоянную борьбу (конкретные визуальные решения предлагаю оставить за скульпторами). Ведь в нашем городе непросто всё: сложные грунты, переменчивый климат, в том числе инвестиционный, непростое законодательство. Более того, каждый девелопер знаком и с внутренней борьбой, когда решаешь, что лучше построить на конкретном участке, какому проектировщику довериться, чтобы твоё творение соответствовало городу, дополняло его и было уместным.
В качестве места могу предложить намывные территории Васильевского острова. Мне кажется символичным поставить памятник строителям там, где даже землю под ногами создали они.
 

Александр ОРТ, президент Группы компаний «ННЭ»:
– Это, конечно, правильно, что есть отраслевой профессиональный праздник строителей, есть храм строителей, есть памятник Царю-плотнику, который является первым представителем строительной профессии в Петербурге. Пришло уже время увековечить одно из древнейших занятий человечества в виде монумента.
Что касается места для него – над этим нужно очень серьёзно подумать. С выбором и места, и замысла без мнения строительного сообщества не обойтись. Может, даже необходимо объявить конкурс среди строительных и проектных организаций. Самое главное – избежать банальных стамески и каски. Потому как стройка начинается глубоко под землёй и завершается высоко над ней.
Памятник строителям может быть даже в виде интересного здания, в котором располагался бы музей. В нём собиралась бы информация об интересных объектах, материалах, изделиях, заслуженных строителях. Сегодня это всё есть в разных объединениях и крупных корпорациях. Собрать бы всё в одном месте – было бы хорошим подарком для отрасли.
 

Евгений БОГДАНОВ, основатель проектного бюро Rumpu:
– Материалом для памятника мог бы логично послужить бетон с арматурой. А учитывая нынешние реалии, его вполне можно было бы установить где-нибудь в скверике у Смоленского кладбища или на самом кладбище. Мы сейчас не очень далеки от этой ситуации в отрасли при изменении законодательной базы, с одной стороны, и отсутствии финансирования – с  другой.
 

Надежда ЗОТОВА, директор по маркетингу и рекламе строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон Инвест»:
– Одно из подходящих мест – дворик рядом с главным входом в Архитектурно-строительный университет на 2-й Красноармейской. Где же ещё размещать памятник строителям, как не возле альма-матер? Материал – конечно, медь, ведь нет сомнений, что памятник в скором времени станет символом для студентов, и тогда на нём появятся отполированные «на удачу» места. У филфака СПбГУ, к примеру, целый дворик таких фигур. С визуальным воплощением определиться всегда сложнее, ведь строитель – профессия важная и разносторонняя. Учитывая, что памятник зодчим Петербурга в городе уже есть, логично было бы в этом творении отразить немного другие смыслы. Возможно, это будет традиционный рабочий в каске, кладущий стену из кирпича. Возможно, современное переосмысление, к примеру, динамический рисунок из металлических прутьев. В любом случае лучший памятник строителям – созданные ими здания, и архитектурный ансамбль Петербурга только подчёркивает это.
 

Юлия ЖАЛЕЕВА, руководитель отдела маркетинга и продаж ЖК «Триумф Парк»: 
– Этот памятник должен быть сделан, прежде всего, в честь людей, которые когда-то строили наш город и продолжают возводить его сегодня. Поэтому, на мой взгляд, уместно в проект заложить идею о трёх строителях, трёх фигурах, трёх вехах нашего города. Первая фигура – строитель царского времени, например, с деревянной лопатой как олицетворение основателей города, его исторической части, «золотого треугольника». Второй – рабочий в потёртой робе, строитель заводов и фабрик «серого пояса», его «трудовой» части. Это память о советском, послевоенном, ленинградском времени. И, наконец, современный девелопер (к примеру, мужчина в костюме, каске и с планшетом), который будет «рассказывать» о новых районах города. Они могут вместе, например, смотреть на Генеральный план современного Петербурга. Место для такого памятника – в развивающихся локациях, где сейчас активно ведётся застройка. Такая скульптурная композиция может стать точкой притяжения для жителей нового микрорайона.
 

Елена МОРОЗОВА, заместитель директора по строительству АО «Международный аэропорт Шереметьево»:
– Где ставить памятник строителям – ну точно не в Лахте! Там и без того много всякого, а будет ещё больше. На мой взгляд, оптимальное место – где-нибудь в центре, чтобы были видны лучшие петербургские постройки и чтобы туристы мимо ездили. Лучше всего, наверное, в будущем парке, на месте несостоявшейся «Набережной Европы» и не построенного Судебного квартала. Как вариант – у Биржевого моста, там есть небольшой скверик.
Каким он должен быть, мне судить трудно. Мне лично, например, очень нравится памятник Екатерине Великой в Михайловском садике: внушительная основная фигура и очень информативный постамент. Обязательно надо отразить, что стройка – дело коллективное, многонациональное, многоконфессиональное, разнополое. То есть нужен какой-то сильный главный образ — и дополняющая информационная часть.
Материалы должны воплощать идею надёжности и долговечности: гранит, бронза, наверное – сверхпрочная современная керамика.
 

Алексей ШАСКОЛЬСКИЙ, председатель правления Санкт-Петербургского регионального отделения Российского общества оценщиков:
– Конечно, памятник надо ставить на территории бывшего ГИПХа, где нам парк обещают. Назвать парк предлагаю «Тучков променад» (и место однозначно указывает, и петровские лингвистические заимствования уважит: чай, окно в Европу).
Достойный, некичливый современный памятник-интерактив: Пётр передаёт бронзовый свиток, вроде как эстафетную палочку, современному строителю в каске; к свитку зевакам положено будет прикоснуться, чтобы обозначить преемственность… В абрис памятника внести интригу – чтоб с определённых ракурсов можно было бы видеть и Стрелку, и шпиль Петропавловского собора, и «Лахта-центр»…
Полагаю, бронза как самый пластичный из респектабельных и долговечных… Но если из самого главного строительного компонента – из песка – тогда на пляже у Петропавловки…
 

Михаил МОСКВИН, заместитель председателя правительства Ленинградской области:
– Мне, наверное, не совсем уместно на эту тему рассуждать: где и какой памятник ставить, пусть решают петербуржцы.
Кроме того, если уж интересно моё мнение – памятник строителю в городе уже есть. И совершенно замечательный. Называется «Медный всадник»…
 

Виктор БОГОРАД, художник:
– Это довольно странная идея. Строитель – одна из многочисленных городских профессий. Да, важная – но разве мы можем сказать, что учитель или врач менее важны? И где у нас памятники железнодорожникам, водопроводчикам, электрикам? Почему не увековечены сотрудники ЖЭКа? Боюсь, по городу трудно будет пройти из-за обилия монументов.
Получается какой-то возврат в цеховое средневековье. Система цехов, каждый – со своей геральдикой. 
В период правления Валентины Ивановны была, кстати, идея поставить памятник чиновнику. Даже конкурс проводили, я какой-то эскиз нарисовал. Но так и не воплотили – из-за бюрократических проволочек, наверное. 
 

Дмитрий НЕКРЕСТЬЯНОВ, юрист, партнёр АБ «Качкин и Партнёры»:
– Размещение новых памятников в зонах охраны – дело довольно-таки непростое. Поэтому лучше – да и уместнее – было бы поставить его где-нибудь на намыве. И места много, и никому не мешает. Или в парке 300-летия, в Приморском районе: с учётом того, сколько там сейчас строят, было бы как раз в тему.
Насчёт визуальных решений – тут я совсем не специалист. Могу лишь заметить, что люди в изображении современных скульпторов почему-то выглядят отвратительно. Особенно если сравнивать с античностью и Возрождением. Так что я в целом за какое-то условное решение – не потому что абстракция ближе, а просто из осторожности.
Наверное, интересно было бы сочетать самые традиционные и новейшие материалы. И как-то обыграть их сочетание.
Главное – чтобы не было ограды вокруг, забора или столбиков с цепями. Памятник в современном понимании – точка притяжения, эмоциональный центр. Важно, чтобы его можно было трогать, чтобы дети могли по нему лазать…

 

Редакция "НП"