НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 10:41

«Офис с иммунитетом: как кризис меняет отношение к коворкингам»

19 марта 2020 в 10:53

Чему научат бизнес эпидемия и новая экономическая реальность? Как грамотно организовать рабочий процесс и почему коворкинги всё более актуальны? Об этом рассуждает Николай Антонов, генеральный директор «МТЛ. Управление недвижимостью».

Антонов Николай Михайлович МТЛ
Антонов Николай Михайлович
акционер и генеральный директор «МТЛ-АПАРТ»,
ГК «БестЪ»

В эти дни мы сосредоточены на проблемах настоящего момента и ещё не в состоянии думать, каким станет будущее после кризиса. Чему научат бизнес эпидемия и новая экономическая реальность? Вот этот опыт, когда сотрудники остаются дома из-за заболевших родственников или карантина в школах, когда мероприятия отменяются одно за другим, когда даже Венская опера уходит на карантин, а руководство «Яндекс» просит сотрудников (больше 10 000 человек) работать из дома, являясь в офис только в случае реальной необходимости и желательно на такси.

Что будет, когда всё закончится? Наутро после кризиса собственники компаний проснутся с ощущением, что теперь надо считать деньги гораздо тщательнее, чем раньше. Более того, у многих появится чувство, что нет ни желания, ни лишних ресурсов постоянно держать сотрудников на рабочих местах. Кризис научит организовывать и контролировать работу персонала на дистанции и считать издержки даже тех, кто до сих пор предпочитал действовать по старинке.

Вы действительно уверены, что хотите ежедневно держать перед глазами 250-300 сотрудников? Арендовать для этого 2000 кв.м в бизнес-центре класса А, отдавая 3,5 млн каждый месяц, не считая расходов на чай, кофе, бумагу, печать и прочее? Вам точно нужен десятилетний контракт на аренду, независимо от конъюнктуры рынка, подъёмов и спадов в бизнесе? Вложения в ремонт, в мебель, в приобретение и замену офисной техники – они на самом деле повышают вашу эффективность?

Пройдите по офису прямо сейчас и посмотрите, сколько рабочих мест пустует по тем или иным (всегда уважительным) причинам. По нормам на организацию одного рабочего места требуется 6 кв.м. В здании класса А каждое место обходится вашей компании в 10 200 - 11 400 рублей в месяц. А ведь есть ещё транспортные расходы ваших сотрудников, которые «зашиты» в их зарплату или даже прямо компенсируются за счёт бизнеса.

Возможно, вам нужны под рукой только заместители, руководители подразделений, юридическая служба и бухгалтерия – всего около 40 человек. И ещё 30-40 свободных рабочих мест для тех, кого надо именно сегодня собрать на совещание, тренинг, инструктаж. Современный рынок недвижимости уже предлагает готовое решение. И только наши привычки мешают разглядеть и верно оценить новые возможности.

Сегодня за 1,5 млн рублей в месяц можно снять 70 и больше готовых рабочих мест в современном коворкинге с индивидуальными офисами (это примерно 400-450 кв.м). Резидент получает хорошо оборудованные места для сотрудников со всеми расходниками, зонами coffee-point, ресепшн, налаженным администрированием, доступом к дополнительным переговорным, конференц-залу, лаунж-зонам, кафе. Если он снимает целый этаж, то получает такую же степень автономности, какую может дать классический бизнес-центр.

Современный коворкинг – это дизайнерское пространство с хорошей технической начинкой, где open-space для индивидуальных предпринимателей занимает не более 10-12% площади. Остальное – это гибкие офисы, размер и планировка которых меняются в считанные часы.

Переезд становится вопросом нескольких дней. Можно забыть про долгосрочные контракты, на пересмотр которых надо потратить много рабочих часов и литры кофе. Ваш офис сжимается или расширяется в зависимости от того, готов ли бизнес к развитию или, наоборот, нуждается в экономии. Оператор коворкинга берёт на себя всю работу по проектированию, организации и снабжению новых рабочих мест.

В лучших проектах обязательно есть event-пространство, и это совсем не лишнее решение. Ни карантин, ни кризис невечны, и рано или поздно компании-резиденту понадобится площадка, чтобы собрать сотрудников или пригласить гостей.

Фактически за вдвое меньшие деньги компания получает гибкий офис с иммунитетом к любым проблемам: с возможностью пересборки, с разной степенью открытости или автономности, с оптимальным количеством и качеством рабочих мест. Главным преимуществом остаётся возможность оперативно реагировать на любую турбулентность и управлять издержками.