Промзоны остаются
Смольный настаивает на сохранении промзон. Во всяком случае чиновники против их застройки исключительно жильём. Эта позиция будет отражена в новом Генплане.
Смольный настаивает на сохранении промзон. Во всяком случае чиновники против их застройки исключительно жильём. Эта позиция будет отражена в новом Генплане. А после его принятия могут серьёзно измениться региональные нормативы градостроительного проектирования.
О разработке новых региональных документов представители КГА рассказали на встрече с застройщиками в Союзе строительных объединений и организаций. Начальник отдела Генерального плана Александр Мюльберг сообщил, что этот документ в новой редакции существенно изменится. «Теперь он будет в первую очередь электронным. Все проектные решения переводятся «в цифру». Будет доступна подробная информация о каждом указанном в Генплане объекте. На её основании будут готовиться и документы, описывающие реализацию Генплана. То есть по всем объектам регионального значения, будь то инженерия, улично-дорожная сеть или крупные социальные объекты, будет доступна информация о сроках их создания и объёмах финансирования, если речь идёт о проектах, уже учтённых в бюджете».
Умерьте аппетиты
Г-н Мюльберг также подтвердил, что город не намерен вовлекать в оборот новые обширные территории для жилищного строительства. Возможности для этого ограничены. Есть участки, обеспеченные инженерией и дорогами, а есть зоны, где ничего этого нет. Рассуждать об их развитии можно только в отдалённой перспективе. Однако разработчики нынешнего Генплана формировали его с большим запасом – земли для строительства есть. «В новом документе появятся новые зоны для жилищной застройки на северном и южном направлениях, но это не огромные территории. Много внимания уделим транспортному каркасу: новые магистрали и диаметры, связи с КАД и Ленобластью. Но это всё равно не значит, что тысячи гектаров можно будет вовлечь в оборот. Первоочередная задача – создание комфортной среды и максимально удобной транспортно-инженерной инфраструктуры для территорий, которые уже развиваются», – поясняет Александр Мюльберг.
Кроме того, в Смольном радеют за сохранение промышленных зон, не планируя сильно сокращать «серый пояс». Исключение – пара территорий. Одна из них находится в районе набережной Обводного канала и проспекта Обуховской Обороны. «Сейчас инвесторы «выхватывают» отдельные участки в промзонах, переводят их в деловую, а иногда сразу в жилую зону и застраивают. Потом приходят другие девелоперы и поступают так же. Но нельзя перебрасывать предприятия на окраины города или в Ленобласть. Тем самым мы создаём огромную маятниковую миграцию. Необходимо заменять «токсичные» рабочие места и вредные производства безопасными и безвредными, но получаем одно жильё. Поэтому промышленные зоны должны оставаться, и мы не будем потворствовать их переформированию», – говорит Александр Мюльберг.
Не нормативом единым
Начальник Управления градостроительной политики КГА Владимир Дёмин поведал о концепции новых региональных нормативов градостроительного проектирования (РНГП): «Нынешние нормативы готовились с 2008 года и были приняты только в 2017-м. Жизнь показывает, что их надо развивать и совершенствовать. Экономическая ситуация меняется, как и требования к комфортности». В новом документе, например, появится другой понятийный аппарат. Так, изменится устаревшее понятие «улично-дорожная сеть». Ведь есть дороги, а есть улицы, которые в первую очередь нужны населению. Их параметры и надо нормировать. Предстоит разобраться с непонятным термином «пешеходно-транспортная доступность», который выражается в минутах. Человеку надо от дома дойти до остановки, дождаться транспорта, доехать до нужного объекта, а возможно, пересесть на другой транспорт. Что из этого надо учитывать при расчётах?
Градостроительный кодекс теперь обязывает включать в РНГП объекты благоустройства: общественные пространства, озеленённые территории. Появятся там и новые параметры, например, для социальных объектов: минимальная вместимость и минимальная площадь участка.
Но, пожалуй, главное нововведение – это принцип территориального дифференцирования норм. «В таком большом городе не может быть единых требований на всей территории. Поэтому предлагаются разные нормативы для разных функциональных зон. Например, для нежилых, смешанных и жилых, которые, в свою очередь, могут подразделяться на территории низко-, средне- и высокоплотной застройки. Эти территории надо определить в Генплане. Есть и деление по морфологической структуре: историческая застройка, районы массовой застройки, районы современных кварталов», – уточняет Владимир Дёмин.
О необходимости такого деления давно и неоднократно просили сами застройщики, но власти их не слушали. Например, есть единый норматив по пешеходной доступности детских садов – 300 метров. Он общий и для высотных кварталов, и для территорий, застроенных, например, коттеджами или таунхаусами. В последнем случае придётся создавать множество маленьких детских садов, поскольку территория большая, а жителей мало.
Но, по словам Владимира Дёмина, конкретные значения нормативов – это вопрос анализа и изучения, а ожидать новых РНГП можно только после принятия Генплана, а затем и Правил землепользования и застройки.