Симптомы вирусного заболевания
В Петербурге закрылась первая гостиница, остальные, по подсчётам аналитиков, теряют в общей сложности по 48 млн рублей в день. На карантине – суды; стремительно пустеют торгово-развлекательные комплексы, рестораны, фитнес-центры.
В Петербурге закрылась первая гостиница, остальные, по подсчётам аналитиков, теряют в общей сложности по 48 млн рублей в день. На карантине – суды; стремительно пустеют торгово-развлекательные комплексы, рестораны, фитнес-центры. Прекращают работу городские кинотеатры. Вирус, если всё пойдёт по плану, одолеют к лету, но для рынка недвижимости последствия могут оказаться губительными.
На прошлой неделе губернатор Петербурга подписал дополнения к постановлению «О мерах по противодействию…» от 13 марта. В первой версии запрещались массовые мероприятия, рассчитанные более чем на 1000 человек. (Под этот запрет попала и самая крупная профильная выставка – «Ярмарка недвижимости».) Теперь меры ещё ужесточили: не больше 50 человек в одном помещении.
Гостей нет
Первыми жертвами пандемии стали гостиницы и общепит, недосчитавшиеся туристов из Китая, Кореи и других стран. Финская сеть Sokos Hotels закрыла на время отель Original Sokos Hotel Olympia Garden в Батайском переулке. Два других отеля оператора продолжают работать. По подсчётам Rusland SP Hospitality, гостиницы Петербурга теряют ежедневно порядка 48,1 млн рублей (в Москве – 210 млн в день). Обычно в марте средняя загрузка составляла 60% при ADR в 4100 рублей (средний доход с номера в сутки), сейчас она упала до 18%, а ADR – до 2200 рублей.
«Меня волнует не то, сколько теряют отельеры, а то, сколько у них остаётся. У нас, например, от 50 до 70% затрат уходит на оплату персонала. И если выручка упала в два раза, денег не хватит даже на сотрудников, не говоря о налогах. Задерживать зарплату нельзя, за это накажут, поэтому Sokos и закрылся», – поясняет Алексей Мусакин, управляющий партнёр Cronwell Hotels & Resorts. По его мнению, в группе риска, в первую очередь, отели, рассчитанные на деловые мероприятия и иностранных туристов. «Сейчас они практически «ложатся». Их загрузка – 10-12%, и она не зависит от скидок, просто нет клиентов.
В наших гостиницах ситуация чуть лучше, у нас местные гости. Но тоже много отмен мероприятий и снятий брони, так как с каждым днём перемещение между регионами усложняется».
Эксперт полагает, что могут закрыться ещё несколько гостиниц. Подобная угроза нависает и над отелями среднего класса, на пресловутый внутренний туризм надежды мало. Из половины регионов страны не рекомендуют выезжать, да и сами граждане опасаются путешествовать в такое время.
Г-н Мусакин уверен, что ситуацию переломить можно только господдержкой: снижением налоговых отчислений или компенсацией из бюджета. На прошлой неделе Российская гостиничная ассоциация обратилась с письмом к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину и главам профильных ведомств.
В послании сказано, что из-за падения загрузки большинство отелей двух столиц получат убыток – около 3 млн рублей в месяц, некоторым придётся временно закрыться. На апрель отменены все брони, если не поддержать отрасль, массовых увольнений персонала не избежать. Сообщество просит освободить средства размещения от налогов и социальных платежей до 30 дней с даты отмены ограничений; на такой же срок дать каникулы на оплату коммунальных услуг; временно не наказывать за задержку зарплаты; рефинансировать под госгарантии займы отелей; дать отсрочку платежей по телу кредита и процентам; предоставить беспроцентные займы на покрытие кассовых разрывов; отказаться или отложить разработку нормативных актов, которые призваны увеличить финансовую нагрузку на бизнес (гостиничный сбор).
Какие просьбы из этого перечня власти посчитают разумными, пока непонятно, очевидно, что не все. Но от степени господдержки во многом будет зависеть самочувствие игроков рынка и отрасли в целом.
«Даже если к июню ситуация стабилизируется, нужно время, чтобы турист «очнулся» и начал ездить. Может помочь дешевеющий рубль. Россия станет привлекательной для иностранцев, но когда они придут в себя и начнут приезжать – неизвестно. Они более консервативны. А поездки россиян будут зависеть от того, насколько уменьшится их доход. Думаю, в первой половине лета поводов для оптимизма ещё не будет», – резюмирует Алексей Мусакин.
Операторы сегмента апартаментов надеются пережить непростое время за счёт средне- и долгосрочной аренды. «Часть номерного фонда переводим в формат сервисных апартаментов со средним сроком размещения. До апреля планируем сохранить данный формат, тем самым повысить загрузку, – говорит Анастасия Заболотная, операционный директор сети отелей Vertical. – Мы обратились к нашим партнёрам с просьбой предоставить скидки на ближайшие несколько месяцев, чтобы сократить текущие издержки. Общаемся с коллегами, договариваемся и пытаемся координировать совместные действия, чтобы паритет цен сохранился, и рынок не рухнул окончательно».
Г-жа Заболотная надеется, что уже в мае ситуация вернётся в привычное русло и загрузка будет плановой.
Подобный сценарий выбрала и УК комплекса апарт-отелей VALO: «Уже сейчас большинство операторов признают, что «высокий» сезон 2020 года будет ниже по загрузке, и предлагают бронирование по ценам «низкого» сезона. Оценив риски сокращающегося турпотока, мы решили сделать ставку на формат долгосрочного проживания. Будет существенно увеличен номерной фонд «долгой» аренды и запущена рекламная кампания для привлечения клиентов. Преимущество апартаментов – в гибкости подхода. УК может частично переориентироваться на долгосрочный формат до «высокого» сезона 2021 года», – рассказывает Константин Сторожев, генеральный директор VALO Service.
Аппетит пропал
В столь же непростой ситуации оказались многие магазины и рестораны. Некоторым грозит банкротство. Более 30 рестораторов на прошлой неделе обратились с петицией к Александру Беглову. Из-за карантина в барах и ресторанах города произошёл резкий отток посетителей, выручка упала на 40-60% и продолжает снижаться, на кону – угроза закрытия заведений и увольнение более 100 000 человек, говорится в письме. Бизнес просит освободить его от плановых и внеплановых проверок, от уплаты налогов и коммунальных услуг на четыре месяца, а также помочь с кредитами. Кроме того, рестораторы хотят льгот от арендодателей. К моменту подготовки материала под петицией подписались более 1500 человек.
Несколькими днями ранее губернатор обнадёживал: «Любой случай банкротства предприятий будем рассматривать как ЧП. Нам нужно поддержать наш бизнес, обеспечить его устойчивую работу». Правда, без конкретики.
«В Петербурге много магазинов стрит-ритейла, завязанных на турпоток.
У них уже начинаются сложности, которые будут усугубляться. Кому-то придётся съехать, если не договорятся с собственником о снижении ставок. Не все владельцы на это согласятся, значит, помещения будут пустовать», – прогнозирует Николай Пашков, гендиректор Knight Frank St. Petersburg.
«Серьёзно сократился трафик в ТЦ, выручка магазинов в них ощутимо падает. На карантин закрываются фитнес-залы, сокращается посещаемость общепита и салонов красоты, вирус сильнее ударил по премиальным и люксовым заведениям. Всё это отразится на ставках, скоро арендаторы запросят их снижения и арендных каникул», – уверен Руслан Сухий, руководитель YouTube-канала «Рентавед».
Невзирая на серьёзное сокращение числа посетителей, Алексей Фурсов, владелец крупнейшей сети спортклубов Fitness House и сети ресторанов «Евразия», не собирается закрывать свои фитнес-центры и заведения. «Это идиотское постановление, я не буду его комментировать», – заявил г-н Фурсов, подразумевая подписанную губернатором бумагу. Бизнесмен считает, что неразумно просить или требовать закрытия заведений на 1000, а тем более на 50 человек, когда функционирует метрополитен, перевозящий миллионы пассажиров. В этом есть определённая логика.
«В офисном сегменте последствия пока выражены не так явно, но их стоит ожидать: из-за снижения уровня деловой активности и объёмов бизнеса собственникам рано или поздно придётся идти на переговоры с арендаторами, которые будут просить скидки, арендные каникулы и другие преференции. Ярче всего последствия уже сейчас ощущают коворкинги. С такими проблемами сталкивается не только российский рынок, а весь мир», – считает Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate.
Виктор Заглумин, партнёр Bright Rich|CORFAC International, подтверждает: идеи про арендные каникулы действительно витают в воздухе, но с реальными просьбами в компании пока не сталкивались.
Кто в выигрыше?
Жилищных девелоперов вирус, кажется, пока обошёл. В пресс-службе «Группы ЛСР» говорят, что даже в столице работа идёт в штатном режиме, ситуация не сказывается на сроках сдачи новостроек.
Гендиректор агентства недвижимости ГК «КВС» Анжелика Альшаева зафиксировала небольшой рост первичных обращений клиентов из-за движения курса валюты. С 35% (в начале года) до 50% выросло число людей, желающих оформить сделку через онлайн-магазин, не выходя из дома. На стройплощадках КВС всё идёт по плану. «В этом плюс компаний полного цикла. У нас есть своя генподрядная организация, свои управления по монолиту, отделке, фасадам, кровле, благоустройству, инженерным системам. Мы контролируем и процесс, и набор сотрудников, в штате нет ни одного иностранного подданного», – заверяет г-жа Альшаева.
О возросшем интересе клиентов говорят и в компании «Отделстрой»: «Покупатели пока не самоизолируются, ездят смотреть объекты. Мы проводим индивидуальные экскурсии по записи: посетитель не контактирует ни с кем, кроме менеджера. У нас также действуют сервисы дистанционного бронирования квартир и внесения залога», – рассказывает начальник отдела продаж «Отделстроя» Николай Гражданкин.
«Клиенты разделились на две категории: одни выжидают, другие, напротив, активизировались.
В основном люди хотят сохранить свои сбережения. К середине марта мы выполнили план продаж апартаментов на 75%», – говорит гендиректор ГК «Еврострой» Оксана Кравцова. Она также уверяет, что логистика поставок стройматериалов пока остаётся неизменной, как и график работ по проектам NEXT и «Идеалист». «А к отделке в Esper Club на Крестовском острове мы приступим, когда ситуация на рынке стабилизируется».
Однако беспокоятся покупатели жилья. На сайте change.org опубликована петиция, под которой к моменту подготовки материала подписались более 120 000 человек. Граждане обращаются к президенту, премьер-министру и главам ведущих банков страны. Они просят ввести ипотечные каникулы для заёмщиков с 20 марта по 20 мая 2020-го. «В этот период должны быть заморожены ежемесячные платежи по ипотеке, а также не начисляться проценты. Ипотечные каникулы снизят у людей уровень стресса и помогут им повысить горизонт планирования, чтобы остаться дома и переждать пиковый период», – указано в обращении.
«Как ни странно, выиграть в сложившейся ситуации может складской рынок. Сегменты e-commerce, покупок в Интернете, доставки товаров и еды и без того активно развивались, а на нынешней волне выросли взрывообразно. Здесь на первый план выходят вопросы быстрой логистики, распределения складов «последней мили» и т.д. Те, кто сейчас уже имеет распределительные центры или создаст их в ближайшее время, могут оказаться в выигрышной ситуации», – считает Николай Пашков.
Его тезис подтверждает Григорий Кунис, управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods: «Спрос на онлайн-доставку продуктов вырос в 4 раза, средний чек – на 25% (до 4600 рублей), число заказов – на 30% (в феврале компания доставляла 3700 заказов в день). Повышенным спросом пользуются продукты длительного хранения: сахар, гречка, рис, макароны, консервированный горох, кукуруза, тушёная говядина, туалетная бумага. Люди стали закупать больше, чем обычно, и явно про запас. Например, у нас было два крупных заказа – на 25 000 и 27 000 рублей. Некоторые товары заканчиваются в магазинах быстрее, чем их привозят поставщики. Мы увеличили число персональных закупщиков и курьеров и продолжаем их набор».
Впрочем, гендиректор компании «Инфолайн-аналитика» Иван Федяков предупреждает, что взрывной рост спроса на повседневные товары (FMCG) обернётся боком для ритейла. «Объёмы продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года или даже прошлой недели перекрываются в 1,5-2 раза (в зависимости от сетей). Это результат информационного давления.
В среднесрочной перспективе мы увидим некоторый спад объёмов продаж. Те экономические проблемы, которые сейчас отошли на второй план из-за вируса, окажут большее влияние на население. Кроме того, продовольственный ритейл может проиграть из-за ослабления рубля, неминуемо будет расти стоимость продукции, так как импортная зависимость всё же остаётся. Покупательная способность будет снижаться, а товары – дорожать, сократится объём продаж. Это опасная история для ритейла. Надеемся, что со следующей недели ситуация начнёт восстанавливаться. Но точно испортится статистика весеннего цикла продаж сезонных товаров (одежда, инвентарь и др.)», – считает Иван Федяков.
В некоторых СМИ прошла информация, что в Подмосковье из-за пандемии наблюдается чуть ли не бум на аренду загородных домов. «В условиях закрытия ключевых туристических направлений и опасности распространения болезни загородные дома станут более востребованными для краткосрочной и долгосрочной аренды. Спрос на них вырастет», – считает Руслан Сухий.
«Участники рынка отмечают резкое увеличение спроса на сезонную аренду в Крыму и Сочи. Да и в Ленобласти увеличился спрос на дома, но в основном на летний сезон», – делится наблюдениями Владимир Гаврильчук, гендиректор корпорации «Адвекс. Недвижимость».
«Рынок аренды замер. Это касается и городских, и загородных жилых объектов. Сейчас всё будет неопределённо, пока не прояснится ситуация с вирусом, с карантином. Возможно, летом увеличится спрос на загородные дома в Ленобласти и вообще в России из-за переориентации туристов на отдых внутри страны», – рассуждает Алла Казакова, руководитель направления аренды АН «Итака».
«Каких-то особенных изменений в динамике спроса на коттеджи, секции в таунхаусах и апартаменты мы не почувствовали. Однако покупатели спешат завершить сделки, пройти регистрацию в Росреестре, побыстрее начать ремонт», – констатирует Вита Бланк, директор по продажам загородного жилого комплекса «Образ жизни».
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Михаил Тюнин, заместитель генерального директора Knight Frank St. Petersburg:
– Призываем оставаться спокойными. Исходя из сложившейся ситуации можно говорить о том, что в ближайшей перспективе нас ждёт падение спроса на недвижимость. Наиболее уязвимый сектор – строящееся жильё эконом- и комфорт-класса; в коммерческой недвижимости – стрит-ритейл, офисная и отчасти складская недвижимость. Вслед за спросом ожидается значительное снижение арендных ставок – около 13-18%. Сколько продлится спад, пока прогнозировать трудно; стагнация же может продолжаться около двух лет.
Евгений П., предприниматель:
– У меня две квартиры в собственности и две – в субаренде. Крупные игроки (гостиницы) уже ушли в минус с отменой ПМЭФ. Мы рассчитываем на внутренний туризм и мелкий бизнес. Падение цен и запросов примерно на 20%.
Прошлые годы каждый вариант на Booking просматривали примерно 300 человек, сейчас – 200. 90% клиентов – через Booking. Впрочем, сезон ещё не начался. Даже если будет запрет и карантин – наши люди всё равно будут перемещаться. Они реагируют не так, как в Европе. Я предлагаю: убрать коронавирус из новостей. Рынок сразу восстановится.
Иван Федяков, гендиректор компании «Инфолайн-аналитика»:
– Не вирус страшен, мы ожидаем экономический спад и неминуемое снижение реальных доходов населения. Этот фактор скажется больнее, сильнее и продолжительнее на потребительском рынке, чем коронавирус. Нас ожидает непростое время. Власти в других странах пытаются стимулировать экономику: «включают» печатный станок, дают деньги почти бесплатно. В России это сделать невозможно в силу ряда причин. Центробанк, скорее всего, повысит процентную ставку.
А это удар по ипотеке и всем кредитам… К этому, на мой взгляд, нам надо готовиться.
И о пропащей гречке
По данным исследовательской фирмы Nielsen, за первую неделю марта (со 2-го по 8-е), когда появились первые сообщения о повышении спроса на продукты и средства гигиены, в магазинах и онлайн-точках продаж граждане купили больше товаров с длительным сроком хранения. Например, по сравнению с 2019-м в натуральном выражении продажи круп выросли на 27,8%, замороженной продукции – на 40,9%, макаронных изделий – на 18,8%, влажных салфеток – на 21,4%.
Крупные сетевики стали успокаивать население.
«Мы увеличили объёмы поставок социально значимых товаров со складов в магазины в 2-4 раза. Некоторые товары будут выставляться паллетами, чтобы обеспечить возросший спрос. Увеличено количество персонала в магазинах, отменены отпуска, изменён график работы. Мы вывели на работу дополнительных людей, перераспределили транспорт для развозки.
В режиме онлайн мониторим магазины.
Запасов на складах достаточно, цены стабильны, повышенные поставки продолжаются, просим покупателей взвешенно подходить к созданию запасов», – заявили в пресс-службе Х5 Retail Group (магазины «Пятёрочка», «Карусель», «Перекрёсток»).
Следом с подобным обращением выступил и гендиректор «Ленты» Герман Тинга: «Команда «Ленты» делает всё, чтобы обеспечить полный ассортимент в магазинах и достаточный запас на распределительных центрах по всей стране. Мы зафиксировали повышение спроса на отдельные категории и заказали дополнительные объёмы у поставщиков. Поставки осуществляются несколько раз в день».
Губернатор призвал горожан не поддаваться панике и не скупать массово продукты: «В городе достаточно продовольствия. Ажиотажный спрос способен спровоцировать рост цен.
На случай крайней необходимости сформирован продуктовый резерв». В городе создан запас лекарственных препаратов и в том числе медицинских масок для нужд медицинских организаций. Их закуплено 2 млн, сообщает пресс-служба Смольного.
Однако поиск в аптеках парацетамола, а в работающих пока магазинах пресловутой гречки уже превратился в увлекательный квест для горожан.