НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 20:52

Прекратилась выдача бумажных свидетельств о правах на недвижимость. Это правильный шаг? И какой была ваша первая собственность?

17 июля 2016 в 20:30

15 июля прекратилась выдача свидетельств о собственности на недвижимость. Вместо красивых бумаг с гербом будет выписка из государственного реестра прав. Своим мнением с NSP поделились Вадим Новиков, Вера Консетова, Роман Загальский, Павел Пикалев, Александр Гиновкер и др.

Это правильный шаг или что-то важное утрачивается вместе с бумажным свидетельством? Вы предпочитаете электронные документы или больше доверяете бумаге с печатью? А какой была ваша первая собственность? Какие истории (или эмоции) с ней связаны?

Анастасия Жаркова,
директор по продажам и маркетингу СК «Аркада»:

– С моей точки зрения, ничего страшного и шокирующего в новом законе нет, так как выписка из ЕГРП — это документ на «текущую дату». Для сделок помимо самого свидетельства о собственности обычно всегда заказывают эту выписку во избежание недоразумений. А документ с гербом уже давно не выдают, вместо него — простая белая бумага. Первая моя собственность, конечно, была с гербом, но каких-либо особенных эмоций, честно говоря, документ не вызывал, поскольку радость была не от него, а от владения квартирой. А бумажное свидетельство или выписка ЕГРП — это, скорее, формальность.

Игорь Оноков,
гендиректор девелоперской компании «Леонтьевский Мыс»:

– Мы ничего важного не теряем. Все-таки 21-й век, век компьютерных технологий, которые значительно облегчают жизнь. Главное, чтобы механизм электронного документооборота был хорошо продуман и в системе не возникало сбоев. У нас в стране еще есть люди, которые мысленно живут в Советском Союзе и ко всем нововведениям до сих пор не привыкли. Если же эта бумага греет душу, я бы оставил возможность получения свидетельства по запросу на платной основе.

Вадим Новиков,
генеральный директор компании FreeDom Haus:

– Первое свидетельство о собственности я получил в 1994 году — на квартиру на Васильевском острове. Просто бумага с синей печатью, без какой-либо дополнительной защиты. Они и сейчас у меня есть — и квартира, и бумага. Хотя свидетельство имеет уже, скорее, музейную ценность.
Уже много лет главный документ при сделках — именно выписка из ЕГРП. Бумага — символ, для успокоения участников. Главное, чтобы ее можно было оперативно и без сложностей получить. Наверное, следующий шаг — виртуальная сделка. Щелкнули по клавишам — и операция состоялась. Но пока в большинстве стран сделки с недвижимостью проходят именно в бумажной форме: люди изучают контракт, страницу за страницей, ставят ручкой подпись… Пока еще это важно.

Дмитрий Синочкин,
шеф-редактор «НП»:

– Похоже, я чужой на этом празднике жизни. Потому что у меня нет никакого свидетельства и никакой недвижимой собственности. (Движимой, впрочем, тоже.) Как-то не сложилось. Наверное, одна из причин — яркое первое впечатление: когда в начале 1990-х стартовала «малая приватизация», победитель аукциона получал красивую бумагу. Сверху было написано «Свидетельство о собственности». А внизу, мелко: «Не является правоустанавливающим документом». Конечно, собственник и владелец прочнее укоренен в нашей действительности. А с другой стороны, налоги по кадастру, на подходе — обязанность сохранять и беречь (за свой счет) здание-памятник… Что-то очень усиленно государство подталкивает граждан к собственности, год за годом продлевая бесплатную приватизацию. Власти, значит, это зачем-то нужно. А мне?

Вера Консетова,
генеральный директор ООО «АФК-Аудит»:

– Я сторонница электронных документов, намного больше им доверяю. Как профессионал знаю, что у многих бывших собственников объекта недвижимости остаются на руках гербовые бумаги, потерявшие актуальность. Любой документ требует подтверждения выпиской из реестра на момент совершения каких-то действий с объектом. Моей первой серьезной собственностью была квартира. У меня и моей семьи появилось свое жилье. Это была огромная радость, которая не омрачалось никакой тревогой за чистоту объекта, потому что покупали мы его у знакомых. Но все же как частное лицо я всегда рекомендую всем близким совершать сделки не в простой письменной форме, а через нотариат, может быть, за исключением сделок между родственниками.

Роман Загальский,
генеральный директор компания «Спецстрой 303»:

– Не знаю, зачем отказались. Красивую бумажку всегда приятно в руках подержать. Лежит свидетельство дома и радует. А электронный документ — это совсем не то.

Екатерина Зернова,
адвокат Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов:

– Мне немного жаль, что мы уходим от бумажного формата. Все-таки документ с гербом вызывает определенное уважение, и я как юрист привыкла работать с бумагами. Конечно, и до этого приходилось пользоваться электронными выписками из ЕГРП, но теперь это придется делать чаще. К тому же была двойная защита от подделок. А теперь остается полагаться на то, что электронный архив будет надежно защищен от хакеров. У меня с первой собственностью (на квартиру) никаких особых интриг не связано.

Светлана Денисова,
начальник отдела продаж компании «БФА-Девелопмент»:

– Наших клиентов тревожит эта новость. Сейчас мы передаем дольщикам около тысячи квартир, и в офис поступает очень много звонков. Люди расстроены и спрашивают, неужели они уже не получат бумажного свидетельства. Я понимаю, что это сделано для экономии, чтобы избежать каких-то дополнительных ошибок. Изготовление бумажного документа трудозатратно, но он дает дополнительную уверенность гражданам. Причем опять такое решение приняли без какого-либо обсуждения с бизнес-сообществом. Далеко не все доверяют электронному документообороту, даже молодые люди. Так что здесь нет повода для шуток. С моей первой собственностью — комнатой — все прошло хорошо. Но когда-то я получала выписку из реестра, и вместе со мной как собственник был указан еще один человек. А регистраторы мне заявили: «Ну что вы волнуетесь? Все в порядке. Это просто ошибка». Так что беспокойство граждан я прекрасно понимаю.

Павел Пикалев,
глава представительства компании Penny Lane в Петербурге:

– Абсолютно правильное решение. Более того, мы уже давно больше работаем с выписками, нежели с бумажными свидетельствами, причем как по аренде, так и в сделках купли-продажи. Это удобно, а главное — ты получаешь самую актуальную информацию об объекте. В любом МФЦ риэлтор по просьбе собственника может довольно быстро (от 5 минут до одного часа) получить такую выписку. На а если вы привыкли к бумаге с печатью, то вам в том же МФЦ поставят печать на выписке. Я предпочту документ в электронном виде из источника, которому доверяю, т. е. если я сам запрашивал документ. Собственностью я обзавелся не так давно, около пяти лет назад. Правда, в этой квартире я не живу, оставил девушке, сам снимаю. Никаких особенных эмоций не было, и к владению жильем отношусь достаточно спокойно, примерно так же, как и к владению автомобилем. Возможно, специфика моей работы наложила отпечаток.

Александр Гиновкер,
генеральный директор АН «Невский простор»:

– Конечно, правильный. Бумажное свидетельство — уже анахронизм. Наши коллеги казахи давно уже практикуют выписку. В свидетельстве может содержаться информация, которая пять или десять лет назад утратила актуальность, а когда ты берешь выписку, то знаешь положение дел на эту минуту. Другой вопрос, что Росреестр все еще иногда работает «криво», нередко бывают ошибки, «глюки» и пр. Сроки выдачи бумажной выписки с печатью хотелось бы сократить хотя бы до двух дней, а то сегодня на это уходит минимум десять дней. Я, как и любой прогрессивный человек, предпочитаю электронный документ. И доверяю ему, если сам заказывал. Первую квартиру купил в 1990 году, еще до приватизации, как только разрешили продажу кооперативного жилья. Было сложно, волнительно и рискованно. Но все прошло благополучно, я приобрел «трешку» на Васильевском острове с видом на Смоленку.