НАШ ЦИТАТНИК: «Если здание находится в центре города, сейчас этого по факту достаточно, чтобы причислить его к лику «градостроительных святынь». Однако отнесение всех домов к историческим исключительно по году постройки абсурдно…» Дмитрий Некрестьянов

16 мая, 04:50
27 октября 2014 в 06:00

ЮНЕСКО с трех сторон

Минкульт, Смольный и администрация Ленобласти подписали трехсторонний договор о сотрудничестве по вопросам сохранения и развития объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Петербурга и связанные с ним группы памятников».

Свершилось. Наконец-то два субъекта, на территории которых находится этот объект (далее — ОВН), и уполномоченное министерство договорились о совместных действиях. Не прошло и десяти лет с тех пор, как из штаб-квартиры ЮНЕСКО сообщили, что с нашим ОВН, включенным в международный список на излете советских времен, надо что-то делать. Потому что он очень большой (территория свыше 20 000 га), к тому же нужны его подробные границы и карты, внятное разъяснение ценности, продуманная система охраны с планом управления.

Поначалу российских чиновников это не очень беспокоило: где ЮНЕСКО, а где мы? Тем более фантазии о том, что ЮНЕСКО даст денег на спасение красот Северной столицы, давно разбились о суровую реальность: членские взносы идут вовсе не на сохранение конкретных объектов, а на оплату труда сотрудников аппарата и умудренных международных экспертов, готовых дать дружеский совет любой стране и любому городу. В Петербург эксперты тоже стали наведываться часто. Проявляли интерес не только к шапкам-ушанкам, выданным по случаю суровых холодов, но и к самому ОВН. К тому же тогда над Охтой витал призрак небоскреба, который не нравился ЮНЕСКО настолько, что отзвуки международного неудовольствия донеслись и до Президента РФ (в ту пору Дмитрия Медведева). Он поручил: разобраться и решить вопрос. Но оказалось, что заниматься этим практически некому, поскольку на международное сотрудничество уполномочен только МИД. Год ушел на делегирование этих функций Минкульту, еще год на то, чтобы рабочая группа петербургских специалистов скорректировала петербургскую же часть документа, которую сейчас поэтапно рассматривают в ЮНЕСКО. Ленинградская область, в пределах которой располагается часть ОВН, к работе, считай, не приступала.

Ускорит ли подготовку документов свежеподписанный договор, неизвестно, но на это надеются. Уже к 1 февраля 2015‑го в ЮНЕСКО хотят получить предварительный план-стратегию управления ОВН. Разработать его должен создаваемый Координационный совет из 18 человек (по шесть представителей от каждой стороны). Обычно столь многочисленные собрания редко бывают работоспособными, а стратегии сводятся к набору общих фраз под лозунгом «за все хорошее».

Впрочем, совету готов помочь эксперт ИКОМОС Тодор Крестев, который еще три года назад составил такой план для нашего ОВН. Но для его внедрения нужно всерьез менять законодательство, а на это уйдут годы. Так что ЮНЕСКО нескоро исчезнет из петербургского информационного поля. Правда, рассчитывать на эту организацию как на активный инструмент по защите исторического центра не приходится.