НАШ ЦИТАТНИК: «Желание снизить или свести к нулю первый взнос по ипотеке чревато риском наплодить дефолтных заемщиков, которые не нужны ни банкам, ни застройщикам, ни государству. Проблема кроется в снижении доходов граждан и уменьшении покупательского спроса...» Надежда Калашникова

21 октября, 23:12

Бойцы невидимого рынка (Не совсем юбилейное)

14 октября 2013 в 04:40
3 872

Бойцы невидимого рынка (Не совсем юбилейное)

Велика Россия! Неизмерима и непостижима настолько, что даже совершенно нет возможности установить, кто и чем в ней владеет. У 40% объектов, включенных в Государственный кадастр, «нет данных о правообладателе», пишут «Ведомости» со ссылкой на ФНС. Добавим от себя: а по данным Росреестра, из 70 миллионов участков по 29 миллионам нет сведений о границах.

То есть непонятно, с кого и какой брать налог.

По официальным данным, примерно 20% российского ВВП (по мнению Всемирного банка — около 40%) производится в теневом сегменте экономики.

Бизнес не сам по себе ушел в тень. Его туда спровадило родное государство. Чиновники на местах вслед за Самым Главным быстро освоили практику скрытности и незаметности при проведении спецопераций. (Вспомнить хотя бы историю с фирмочкой «Байкалфинансгрупп», зарегистрированной в тверской рюмочной и вдруг купившей активы ЮКОСа).

Примеры? Пожалуйста. Участок «Тойоты» ГУИОН оценил в 4,3 млрд рублей, независимый оценщик — в 2,7. Однако договорились на 3,5 млрд, чтобы никому не обидно. Участок «Хендэ», 189 га: ГУИОН — 3,5 млрд, независимая оценка — 1,9, договорились на 2,8. «Минуточку! — вопит независимый наблюдатель. — Первая цифра получена по массовой методике, пусть «кривой», но официальной. Вторая — по индивидуальному отчету, его никто не опроверг в суде. А третья, компромиссная — откуда?!».

Оттуда. В коридоре договорились. Рыночная стоимость земли (с которой, кстати, берут налог и формируют бюджет) устанавливается в коридоре.

Росреестр больше не публикует данные о количестве сделок. Только об объеме «регистрационных действий» — то есть о загруженности чиновников.

А на днях один районный пресс-атташе в ответ на запрос газеты прислал встречное требование: снабдить запрос цифровой подписью. Мог бы и просто послать.

Независимые аналитики и маркетологи следуют в мейнстриме.

То сеть риэлторских офисов сообщает: оказывается, 40% загородных объектов относятся к классу «элита». Потом другая компания огорошит заявлением: в пригороде спрос на 50% превышает предложение. Маркетинговое агентство, рассчитывая экономику крупного ЖК, вышло на ценовой прогноз: 220 тысяч рублей за «квадрат». Взяли темпы удорожания за прошлый год (12%) и умножили на 7 лет (срок реализации проекта). Когда заказчик усомнился, исследователи гордо ему возразили: «Да вы что?! Это же чистая математика!».

Но отчеты по жилью — это еще семечки, если сравнивать с коммерческой недвижимостью.

«Гостиница Hilton откроется в «Ленэкспо», — пишет один аналитик. Вообще-то в «ЭкспоФоруме», то есть не в Гавани, а рядом с аэропортом. «Темпы ввода гостиниц сократились за год на 59%», — заключает другой. Это он имеет в виду, что за весь 2012‑й открылся всего один отель — Domina Prestige на Мойке, 109 номеров. Третий помещает в Пулково отель Mariott, хотя там давно изменились планы, и в аэропорту откроется Park Inn…

Те же претензии можно адресовать и к отчетам по складам, по торговле. Причем цифры из разных исследований еще и нельзя сравнивать, потому что компании пользуются разными методиками. «Бедные девелоперы…» — вздыхала одна весьма компетентная дама, которой довелось поработать в разных маркетинговых фирмах.

Да не то чтобы бедные.

Похоже, несмотря на все кризисы, денег у инвесторов еще хватает. Но если раньше они их просто вбухивали в объект, надеясь на интуицию, то теперь многие выучили слова «концепция» и «маркетинговая стратегия». И готовы платить и переплачивать за пачку бумаги с красивыми таблицами.

Коллеги из «ДП» (тоже, кстати, с фантазиями) недавно опубликовали табличку сравнительной доходности разных видов бизнеса. Маркетинг — на первом месте с гордым показателем — 437% годовых!

В этой мутной водице ценность объективной информации растет по экспоненте. Сейчас мы отмечаем юбилей — 20 лет Издательскому дому «НП», 20 лет мы на рынке. Конечно, ошибки случаются и у нас. Конечно, и нам тоже трудно строить прогнозы, не имея надежной базы для расчетов. Но мы все-таки стараемся оставаться оазисом здравого смысла. Пару раз на нас подавали иски (за «ущерб деловой репутации» — аж до 100 млн рублей). Ничего, отбились.

У нас не так много читателей, как хотелось бы. Но практически все успешные и надежные фирмы — с нами, в качестве рекламодателей, ньюсмейкеров, партнеров… Мы вместе переживаем трудности, противостоим мнимой экономике и виртуальным успехам.

Здравый смысл все равно победит — потому что как же иначе?