Доплата за воду
В ближайшие пять лет на набережных Петербурга будут запущены порядка 30 новых жилых проектов. Большая часть из них относится к элитному сегменту. Одновременно могут появиться и набережные нового типа, без трафика под окнами домов.
Квартира с видом на воду продается на 10 – 50% дороже, чем вариант в том же доме, но с окнами во двор. По данным института терпланирования «Урбаника», Петербург занимает одно из первых мест в мире по количеству и объему водоемов и водных артерий. В черте города — около 100 озер и прудов и 93 реки, включая рукава, протоки и каналы. Общая протяженность набережных — 300 км. При этом пригодных для строительства свободных участков у воды практически нет. Но эксперты уверены, что ресурс еще не исчерпан, основные поступления ожидаются от редевелопмента промышленных территорий.
«Если посмотреть заявленные, но еще не запущенные проекты (без учета Красносельского района с выходом к Финскому заливу), то до 2020 года появится более 1,2 млн кв.м жилья на набережных: девять элитных проектов, 19 — бизнес-класса и еще два — категории «эконом», — подсчитала директор департамента жилой недвижимости компании Knight Frank St.Petersburg Екатерина Немченко. Элитные комплексы заявлены в Центральном, Адмиралтейском (Новая Голландия), Петроградском районах и на островах: Крестовском, Каменном и Петровском (географию будущих проектов у воды см. на карте). «При слаженных действиях застройщиков Петровский может стать хорошей альтернативой Крестовскому», — полагает г-жа Немченко.
На берегуПешеходные набережные в городе практически отсутствуют (исключения — Елагин, Крестовский и Каменный острова, Парк 300-летия, Лопухинский сад). Существующие используются как транспортные артерии, где доступ к воде перекрыт плотным трафиком. По словам руководителя департамента исследований института «Урбаника» Евгении Колесовой, в некоторых европейских городах в ходе редевелопмента промзон созданы и создаются набережные нового типа. Там формируются общественные пространства. Автомобильное движение «уводят» в тоннели. Подобный подход требует не только воли со стороны власти, но и серьезных средств. Однако в отдельных случаях создание общественных пространств у воды вполне возможно и у нас, в том числе и за счет девелопера, реализующего проект на побережье.
Набережной нового типа может стать территория вокруг элитного комплекса «Леонтьевский Мыс». Девелопер намерен благоустроить общедоступную береговую зону протяженностью более 600 метров. «Мы хотим создать точку притяжения по аналогии со срелкой Васильевского острова. Сейчас оформляем необходимые документы, это потребует времени. Затем начнем благоустраивать набережную по дизайн-проекту студии Филиппа Старка YOO», — говорит генеральный директор компании «Леонтьевский Мыс» Игорь Оноков. Сумму затрат он назвать затруднился.
Кстати, компания Л 1, возводящая по соседству ЖК «Премьер Палас», уже начала благоустраивать свою часть берега Малой Невки. Там появятся декоративный маяк и небольшой пирс.
Интересное решение может появиться у Большой Невки, напротив Елагина острова. ГК «Пионер» совместно с японским архитектурным бюро Nikken Sekkei разработала проект по развитию набережной вдоль Приморского проспекта. Он предполагает извилистый пешеходный маршрут длиной 1,6 км через разные виды ландшафта. Помимо променада здесь также должны появиться школа, детский сад, открытый театр, игровые и спортивные площадки, пирс, паромный причал и пр.
Часть объектов — рестораны, кафе и магазины — запланирована на первых этажах жилых зданий. «Разрабатывая концепцию набережной в рамках проекта «LIFE-Приморский», мы подумали о ее насыщении объектами инфраструктуры, чтобы избежать стихийного развития территории. Мы хотим создать функциональное и востребованное прибрежное пространство нового типа», — говорит Константин Ковалев, первый заместитель генерального директора ГК «Пионер», направление «Санкт-Петербург». Проект передан на рассмотрение городскому правительству, как и на чьи средства он будет реализован, пока непонятно.
По соседству с «Пионером» компания Setl City возводит ЖК Stockholm. Между двумя новостройками находится участок с дачей Алсуфьевых (памятник), принадлежащий компании «Евроавто». Она тоже собирается строить жилье, хотя земля еще не переведена в нужную категорию. Возможно, девелоперы скинутся, чтобы воплотить задуманное, однако для этого еще предстоит получить разрешение властей.
Некое подобие набережной нового типа может появиться и на Малой Невке, где компания «Еврострой» ввела ЖК «Олимпийская деревня» и по соседству завершает второй элитный проект — «Привилегия». Застройщик уже установил на реке напротив своих домов причалы для маломерных судов. Получился небольшой променад между двумя мостами, для граждан его откроют после завершения стройки. Видовые квартиры, без трафика под окнами, но с возможностью припарковать катер, естественно, будут самыми дорогими.
Дорогая водаПока в Петербурге нет реализованных проектов ЖК с набережными нового типа, если не считать общедоступную площадку перед апарт-отелем «Пятый элемент» на Крестовском. Но как утверждают риэлторы, такие пространства нравятся не всем жильцам дома. «У того же «Пятого элемента» периодически собираются отдыхающие, шумят, некоторые жарят шашлыки на берегу пруда. Это не может радовать соб- ственников квартир. Люди платят за такое жилье огромные деньги и хотят спокойствия и определенной уединенности», — считает генеральный директор АН «Элитные квартиры» Леонид Рысев.
С ним солидарна и директор по продажам АН «Мир квартир-Элит» Елена Громова: «Общедоступные набережные имеют право на жизнь, но тогда стоимость жилья в домах должна быть пониже, например, не более 200 000 рублей за 1 кв.м. В перспективе подобная зона может появиться на территории Новой Голландии». По мнению директора по продажам и маркетингу компании «Газпромбанк-Инвест Девелопмент Северо-Запад» Елены Каратаевой, наличие примыкающей к дому зоны отдыха и променада не принижает статус проекта. «Полностью закрытая придомовая территория, охрана и видеонаблюдение обеспечат должную уединенность и закрытость. Нет задачи изолироваться от внешнего мира».
«Если говорить про берег Финского залива, общественные интересы всегда должны иметь приоритет. А безопасность и уединенность обитателей дома можно обеспечивать не только заборами, но и современными средствами контроля», — полагает партнер компании «Территория инвестиций» Николай Сергеенко.
В ЖК «Платинум» спокойствие жильцов призван обеспечить стилобат и закрытый внутренний двор. Днем он доступен посетителям нежилых помещений на первых двух этажах, а вечером вход посторонним закрывают. «У нашего комплекса довольно широкая набережная, которая пользуется популярностью у горожан. Здесь гуляют, катаются на велосипедах, роликах, любуются красивыми видами на Неву, Смольный собор. И квартиры с такими видовыми характеристиками у нас стоят на 15–30% дороже, чем с окнами во двор», — говорит директор по продажам компании «Квартира ру. Платинум» Ирина Каленкович.
Разница в ценах зависит от конкретного объекта. На набережных в центре города много домов, где видовые варианты стоят в 1,5 раза дороже, чем жилье с окнами в двор-колодец. По словам Леонида Рысева, в ЖК «Венеция» квартира с прямым видом на Среднюю Невку и зелень Елагина острова была продана в 1,5 раза дороже апартамента такого же размера, но с окнами на заброшенный участок. А в «Пятом элементе» все апартаменты ценятся примерно одинаково, одним нравится панорама на пруд, а другие предпочитают любоваться из окна зеленью и белками в парке.
«В «Доме у моря» квартира с прямым видом на воду предлагается по 760 000 руб./кв.м, аналогичная, но «без воды» — по 400 000. По результатам сделок, заключенных с участием нашей компании, апартаменты с видом на воду дороже «обычных» на 50% и больше», — констатирует Елена Громова.
В строящихся комплексах наблюдается примерно такая же картина.
«В нашей резиденции «Крестовский de luxe» средняя цена жилья в корпусах с прямыми видами на Малую Невку — 450 000 рублей за кв.м, в остальных — 230 000–250 000. Почти двукратная разница обусловлена не столько видовыми характеристиками, сколько тем, что у нас нет необходимости продать на данном этапе самые ликвидные квартиры», — поясняет Елена Каратаева.