НАШ ЦИТАТНИК: «Яркий и эргономичный облик новостроек достигается не отделочными и конструкторскими решениями, а комплексным средовым подходом к проектированию и трендом на локальную идентичность места. Создание такой среды – главная задача для девелоперов...» Андрей Дербин

19 марта, 08:08

Газпромовский пунктир

17 сентября 2020 в 11:28

Газпром требует отменить границы охранных зон на Охтинском мысу. Градозащитники – тоже. Но по разным причинам.

Газпром хочет снять ограничения и начать строительство. Градозащитники добиваются, чтобы под охрану взяли весь мыс, а не маленький кусочек.

«Газпромнефть Восточно-Европейские проекты» подала в Городской суд иск к КГИОП. Компания требует признать границы охранных зон на Охтинском мысу недействительными. Первое заседание по делу состоится 6 октября.

Параллельно в том же горсуде рассматривается иск депутатов ЗС Бориса Вишневского, Надежды Тихоновой и Марины Шишкиной – с требованием отменить «предмет охраны», установленный распоряжением КГИОП. Потому что он определён неправильно и ничего не охраняет. (Дело начинали рассматривать в Куйбышевском райсуде.)

Распоряжение КГИОП №293 от 11 сентября 2020 года утверждает предмет охраны объекта Ниеншанц, а также неолитического культурного слоя и «грунтового могильника XVI–XVII веков». Границы охраняемой территории засекречены. («Сведения о местоположении археологического объекта не подлежат опубликованию» – эта норма, похоже, принималась в 2015 году, чтобы защитить бесхозные памятники от «чёрных копателей». А привела к абсурдной секретности в центре Петербурга.) Предыдущее охранное распоряжение КГИОП (от 13 ноября 2019-го №670-р) отменено.

Объект на Охтинском мысу внесён в реестр памятников приказом Минкульта №250 от 6 марта 2019 года. Приказ тоже секретный, то есть не опубликован. Не только координаты места – а весь целиком. Известно, что этим документом, на основании экспертизы казанского специалиста Айрата Ситдикова, охранный режим устанавливается лишь на 0,8 га. По мнению министерства, остальную территорию можно застраивать.

Градозащитники считают, что охранять надо весь мыс – 4,7 га. Распоряжение Минкульта оспаривали тот же депутат Борис Вишневский и его помощник Павел Шапчиц. Верховный суд 6 августа 2020-го отказал в удовлетворении иска; г-н Вишневский заявил, что будет обжаловать это решение в Апелляционной коллегии.

«Газпром нефть» выкупила часть территории Охтинского мыса в 2006 году для строительства высотного «Охта-центра». Горожане выступили против «кукурузины»; кроме того, археологи обнаружили на мысу артефакты разных эпох. В результате «Охта-центр» превратился в «Лахта-центр», но пустующая площадка в центре беспокоила монополиста. Особенно по мере завершения работ в Лахте: строительные мощности высвобождаются, надо бы их как-то использовать… Да и актив простаивает, что обидно.

В марте 2020-го компания провела международный конкурс; победил проект японского бюро Nikken Sekkei. Фирма предложила соорудить на мысу общественно-деловой центр: два 28-метровых стеклянных здания, соединённых между собой «воздушным» переходом, и общественный парк с выходом на Неву. «Музейную» часть проектировщики включили в общественное пространство. 

Кроме того, в СМИ активно обсуждают проект возведения 170-метровой колокольни Смольного собора, которую собирался, да не успел построить Растрелли. К этому проекту также причастен Газпром.

Когда (и если) проекты на Охте и у Смольного будут реализованы, Петербург окажется прострочен «газпромовским пунктиром»: «Лахта-центр» – колокольня – комплекс на Охтинском мысу – "Экспофорум". Эти объекты расположены практически на прямой линии…