НАШ ЦИТАТНИК: «Промышленная ипотека – важный инструмент, который позволяет создавать предприятия малого и среднего бизнеса, например, light industrial. Но если ставка по кредиту будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, риски заемщиков серьезно возрастают...» Анатолий Клинков

26 апреля, 21:41

Жизнь в Клочках

Территория вдоль Октябрьской набережной и Дальневосточного проспекта – бывшая промзона с красивейшей набережной, малоэтажной советской застройкой, кирпичными заводами и новыми высотками. В этом районе ЖК бизнес-класса соседствуют с новостройками, в которых город покупает жильё для многодетных. Мы прошлись по новым кварталам и старым промышленным территориям, побеседовав с жителями и застройщиками.

Заводское наследство

Октябрьская набережная ещё недавно являлась крупной промышленной зоной. У Зольной улицы, например, расположен созданный на базе ЦНИИ «Гранит» концерн, который занимается в том числе системами управления ракетным оружием и противолодочной обороной кораблей. А в ЦНИИ имени академика Крылова есть даже многоцелевой исследовательский ядерный реактор. Вдоль набережной располагались камнеобрабатывающий комбинат, завод «Пигмент» (выпускавший порошковые краски, смолы и лаки), Невский лакокрасочный завод, фабрика им. Володарского (до 1917 года – писчебумажная фабрика Варгуниных), предприятие по выпуску шерстяных тканей, нетканых материалов, технических сукон «Невская мануфактура», производство промышленного газового оборудования «Пламя», деревообрабатывающий комбинат (где теперь «Пивоварня Хейнекен»). Здесь соседствуют гаражи, металлобазы, склады, котельные и пр. Южнее Народной улицы находится ныне молчащий радиоцентр, который при советской власти использовался и как «глушилка» западных радиостанций. Ещё южнее располагались бывшая птицефабрика «Балтийская» и совхоз «Красный Октябрь».

Пруд в центре квартала на Союзном проспекте

Решительный редевелопмент

Первым крупным жилым проектом в этой зоне стал ЖК «Ласточкино гнездо» от Группы «Эталон» площадью более 300 000 кв.м. Он хотя и удалён от воды, но адрес имеет по Октябрьской набережной. Комплекс начали строить в 2011 году и завершили через пять лет. 

По другую сторону Русановской улицы Группа ЦДС возводит масштабный ЖК «Приневский».

На месте бывшего деревообрабатывающего комбината расположен ЖК «Светлый мир «О’Юность» от компании Seven Suns Development. Его первые корпуса были готовы в конце 2016-го.

Весной того же года «Группа ЛСР» начала продажи квартир в проекте «Цивилизация». На территории более 50 га были сосредоточены входившие в Группу производства железобетонных изделий и газобетонных блоков, а также склад нерудных материалов и бетонный узел.

А «Полис Групп», например, купила под жилую застройку 1,8 га на Октябрьской набережной, 44 у завода «Реактив». Setl Group осваивает большую часть территории завода «Пигмент». 

На месте бывшего детского садика Veren Group тоже строит жильё. 

В этом же районе LEGENDA Intelligent Development возводит ЖК «LEGENDA Дальневосточного», а AAG – ЖК «Ренессанс».

Мини-отель. Наверное, самый маленький хостел в городе

Прогулки вдоль набережной

Ездить вдоль Октябрьской набережной приятнее всего по Дальневосточному проспекту на трамвае. Выделенная линия соединяет станции метро «Новочеркасскую», «Ладожскую», «Улицу Дыбенко» и через Володарский мост дотягивается до «Ломоносовской». 

Больше года жители спорили с чиновниками, требуя оборудовать на Дальневосточном дополнительную остановку и пешеходный переход. И в итоге он появился – прямо напротив памятника Даниилу Гранину, у улицы Еремеева. 

Однако даже трамваи, которые курсируют здесь буквально каждые пять минут, в час пик уже не справляются с пассажиропотоком, говорит местный житель Александр Плахотный. 

У города большие транспортные планы на эти территории: по соседней Зольной улице должен пройти ВСД,  с него можно будет попасть по развязке на Союзный проспект. Пока на его месте – горы песка, но чиновники не теряют надежды, что когда-нибудь Союзный превратится в полноценную дорогу. А по продолжению улицы Коллонтай можно будет доехать до набережной Невы и перебраться по будущему мосту на противоположный берег либо свернуть на Октябрьскую набережную. 

На перекрёстке ул. Коллонтай и Дальневосточного, рядом с новым ЖК от компании LEGENDA зарезервирована земля под будущую развязку. Когда на неё появятся деньги в бюджете и появятся ли – неизвестно. 

От Дальневосточного проспекта и улицы Коллонтай можно пройти к набережной через промзону: тут до сих пор работает старая железнодорожная ветка, а окрестные земли превратились в свалки для строительных отходов. Часть мусора администрация Невского района вывезла, но часть – осталась. И пейзаж эти кучи не украшают. 

Ближе к набережной сохранился очаровательный жилой квартал: двух-трёхэтажные дома на пару десятков квартир с палисадниками, мангалами во дворах, ухоженными дорожками. Кто-то из автомобилистов даже оборудовал для машины навес во дворе. Тут же обнаружился, наверное, самый маленький в городе отель: отдельно стоящий двухэтажный хостел всего на два номера. Судя по отзывам на Booking, гостям нравится. 

Нева как транспортная артерия здесь почти не используется, хотя вдоль набережной сплошь и рядом швартовочные устройства, сохранились и некоторые причалы – остатки Невского грузового района речного порта. Самый интересный – напротив дома 40, рядом с ЖК «Ренессанс». Кстати, здесь есть проход под набережной в сторону жилых корпусов. «Надеемся, когда-нибудь тут всё благоустроят», – пишут жители в соцсетях.  

Сама набережная была бы приятным местом для отдыха, но превратилась в скоростную трассу, пересечь которую почти невозможно. 

При этом у воды достаточно места и для рыбаков, и для гуляющих. Вдоль берега велосипедисты доезжают до Финляндского вокзала и «открыточного» центра Петербурга. 

Ещё один из изъянов набережной – явный недостаток зелени. Хотя на старых фотографиях 1950-х и даже 1980-х видны большие деревья.

От набережной строятся новые проезды к Дальневосточному проспекту.  Например, очень аккуратной выглядит улица c бывшими корпусами и дымовой трубой Киновиевского ультрамаринового завода Георгия Веге. Исторические постройки приводят в порядок, чтобы превратить в бизнес-центр с магазинами и физкультурно-оздоровительным центром.

Памятник Даниилу Гранину. Автор скульптуры – Евгений Бурков

«Социальные» стройплощадки 

По принятой в Петербурге традиции жилищные застройщики занимаются детсадами, школами и благоустройством территории. 

«В 2013-м в районе Уткиной Заводи, где и построен комплекс «Ласточкино гнездо», мы установили мемориал защитникам Ленинграда. А в 2016-м завершили строительство новой инновационной школы №690 с физико-астрономическим уклоном. Она рассчитана на 825 учеников», – рассказывает коммерческий директор петербургского территориального управления Группы «Эталон» Ирина Соловьёва. 

В ЖК «Полис на Неве» предусмотрены помещения для детсада на 70 мест. В ЖК ЦДС «Приневский» уже готов садик на 180 воспитанников. 

В планах – строительство школы на 1375 учеников и поликлиники. Кроме того, застройщик разместил во всех дворах ЖК баки для раздельного сбора отходов – пластика и стекла. «Мы начали их установку по просьбе активистов, а потом эта инициатива распространилась на все объекты ЦДС», – поясняет главный специалист по маркетингу Группы ЦДС Наталья Кукушкина.

Setl Group, которая возводит ЖК «Pulse на набережной», строит в этом же квартале школу и четыре детских сада и организует общественное пространство в бывших корпусах завода Веге. 

Компания «Аквилон» (ЖК «Аквилон SKY») возводит детсад на 180 мест с бассейном. В закрытом дворе для жителей обустроят два сквера, тут же появится  детский клуб «Аквилон Kids» и тренажёрный зал «Аквилон Fitness».   

«Группа ЛСР» (ЖК «Цивилизация» и «Цивилизация на Неве») предусмотрела четыре детских сада, две школы и детское учреждение, объединяющее начальную школу и детский сад. Между жилыми комплексами появится зелёный бульвар.

Район вообще хорошо известен своими школами, многие из которых попадают в топы общероссийских рейтингов. Это, например, математический лицей №533; школа №23 с углублённым изучением финского языка. Школа №639 (тоже с языковым уклоном) входит в число ассоциированных школ ЮНЕСКО, т.е. призвана прививать воспитанникам современные гуманитарные ценности. Школа №625 сотрудничает с техническими вузами Петербурга и Москвы. 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

«Дальневосточный» извоз

Местность в районе пересечения Дальневосточного проспекта и улицы Коллонтай называется Клочки. Топоним используют сами жители, есть он и на картах вроде Wikimapia. Деревня с таким названием упоминается на картах XIX века. Рядом находились Малая и Большая Яблоновки.  

Сергей Глазеров в книге «Исторические районы Петербурга от А до Я» упоминает, что Пётр I в 1723-м выделил ямщикам земли около Невского монастыря. Название местности связывают с тем, что часть семей «откололась» от основной ямщицкой слободы. В словаре Даля, впрочем, упоминается, что клочьями ранее называли болотные кочки. Он же использует слово «клочь» – смешанный лес с участками болота. 

Рядом с деревней находилась Охтинская застава «для исчисления судов, проходящих по Неве», пишет Сергей Глазеров. А неподалёку  располагалась брандвахта «для прописки по Неве проходящих кораблей и в них кладей».

В этом районе сохранилась Киновия Александро-Невской лавры, а также постройки Киновиевского ультрамаринового завода доктора Г.И. Веге (позже – завод «Пигмент»). Прямо на территории предприятия Георгий Иванович Веге в 1890-х построил особняк, богато украшенный лепниной, позолотой, настенными росписями, витражами. 

За Володарским мостом стоит усадьба полковника Чернова «Сосновка».  

Полковник приобрел её в 1889-м. За домом располагался большой парк, за вход в который хозяин взимал плату. После революции тут был дом отдыха. В блокаду здесь разместили коротковолновую вещательную станцию РВ-1141. К сожалению, пройти в парк сейчас нельзя.  

Ближе к кварталам на Русановской улице находится примечательная водонапорная башня Обуховского завода. В начале года её выставили на продажу.  

Дача Чернова на Октябрьской набережной
1 из 3

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

«У Октябрьской набережной есть один вектор развития – это редевелопмент бывших промзон. Основной плюс – в привлекательных локациях: близко к центру и Неве, с хорошими видовыми характеристиками. Проекты комфорт-класса там хорошо реализуются. Спрос на жильё достаточно высок. Именно поэтому активен и интерес застройщиков к таким участкам. У нашей компании там реализован только один проект. Причём мы сдали его раньше срока – ЖК «Полис на Неве»

директор по маркетингу
Ольга Ульянова

«Пару лет назад по нашей инициативе уличные художники из одной арт-группы нанесли мурал на гигантскую подпорную стену паркинга, который расположен на Русановской ул., 16, корп. 1. Теперь эту серую бетонную стену украшают сцены из романа «Евгений Онегин», это видно даже на «Яндекс.Картах».
Основная проблема жилых массивов в районе Октябрьской набережной – транспортная. На правом берегу не хватает станций метро, а наземный транспорт, без которого здесь не обойтись, не имеет выделенной полосы. К преимуществам можно отнести достаточно развитую инфраструктуру: здесь есть школы, детские сады, поликлиники, не говоря уж о магазинах и сервисах. Ещё одно бесспорное преимущество – близость к Неве, но тут же есть и минус: вдоль набережной проходит автомобильная дорога, а узкий участок суши зачастую занимают склады, автосервисы и прочее. В идеале нужен парк или пешеходная набережная с пространствами для отдыха и спорта»

руководитель группы маркетинга Группа ЦДС

«С 2012-го мы ждём строительства Союзного проспекта и внутриквартальных улиц. После года согласований, появились, наконец, трамвайные остановки «Улица Еремеева» и «Дальневосточный проспект, 12», тут нам помогли депутат Госдумы и наша настойчивость.
В Невском районе на правом берегу переполнены школы и детсады. В квартале СУН-16 живут многодетные семьи, поэтому стандартные нормы тут неприменимы, нам надо больше школ.
В квартале запланированы две школы на 825 учеников каждая, одну уже открыли.
Кроме того, в районе требуется специальное благоустройство. Здесь много людей, передвигающихся на инвалидных креслах, много мам с колясками. Вот, к примеру, в сквер около памятника Даниилу Гранину заехать крайне сложно, подъёмы не продуманы. Участок около памятника писателю благоустроен, но место у многополосной магистрали вряд ли подходит для отдыха. Мы рассчитывали, что власти благоустроят площадку у строящегося делового центра, на пересечении Дальневосточного проспекта и Зольной улицы, а не станут перекладывать плитку на Дальневосточном.
В апреле сотрудники администрации Невского района поддержали акцию «Сад Победы». Посадили 75 молодых елей, но они уже почти все погибли. Старые скамейки, которые раньше стояли на Дальневосточном проспекте, расставили вдоль улицы Еремеева. Но любоваться с них можно лишь на гараж ФСО или на золоотвал, расположенный в 20 метрах от жилого дома №1 по улице Еремеева. Мы с этой свалкой боремся много лет. Вроде бы её должен ликвидировать новый собственник МФК «Морская столица».
Город запланировал вдоль золоотвала паркинги и уже несколько лет пытается найти застройщика. Но у нас социальный район, жители просто не смогут позволить себе места в этих гаражах! Лучше бы построить многофункциональный центр с почтой, социальной стоматологией, кинотеатром. Нам очень нужны центры притяжения и досуга, в которые человек на коляске сможет доехать без лишних препятствий.
В центре квартала из строительного котлована образовалось озеро, в этом году туда запустили рыбу, появились чайки, бакланы, цапли. По документам тут запланирован коммерческий спортивный центр, но разумнее обустроить здесь зону отдыха. Квартал со всех сторон окружён многополосными магистралями, а скоро в непосредственной близости пройдёт ещё и платный ВСД. Так что кислород нам необходим.
Главная же проблема – мусоропрессовальная станция, которую город хочет организовать на улице Еремеева. До жилых домов чуть больше 100 метров, поэтому нельзя допустить реализации этого проекта»

Александр Плахотный
житель Союзного проспекта

«Наш комплекс «Pulse на набережной» разместится на участке севернее Архивной улицы между Октябрьской набережной и Дальневосточным проспектом. Поскольку мы ещё только строим, все мероприятия по благоустройству пока в перспективе. Мы реставрируем производственное здание с дымовой трубой Киновиевского ультрамаринового завода Георгия Веге. Сейчас объект в плачевном состоянии и частично в руинах. В планах – вернуть постройке исторический вид, превратив депрессивный участок в современное общественное пространство с бизнес-центром, магазинами и физкультурно-оздоровительным центром. Проект уже согласован КГИОП. Там же находится и другой объект культурного наследия – особняк Г.И. Веге. В этом здании уже завершены первоочередные и противоаварийные работы»

директор департамента по связям с общественностью Setl Group

«Год назад я сделал карту доступности пешеходных переходов в Петербурге. На отрезке Октябрьской набережной от Зольной улицы до КАД, где до сих пор сохранились промышленные территории, с переходами всё очень плохо. Например, около Киновиевского кладбища, чтобы перейти дорогу к набережной, нужно сделать крюк больше километра (по данным OpenStreetMap). Рядом с улицей Дыбенко, где строятся несколько ЖК, расстояние между переходами огромно.
Напомню, что в различных документах (ГОСТ, СП Автомобильные дороги и т.п.) расстояние между пешеходными переходами в городской черте должно укладываться в диапазон 200-400 метров.
Опасная ситуация возле Володарского моста. Перекрёсток со светофором там есть, а перехода – нет. Нужно дать 500-метровый крюк, чтобы перейти на набережную. При этом там расположены несколько школ и детских садов, значит, дети будут дорогу перебегать.
По мере дальнейшего развития района набережная будет постепенно превращаться в улицу, окружённую жилыми домами. В плотной жилой застройке километровые расстояния между переходами недопустимы, особенно с учётом того, что набережная Невы может стать главной точкой притяжения для жителей района.
К сожалению, чиновники любят избавляться от переходов, считая, что они усугубляют пробки. Однако это не так. В Москве в рамках программы «Моя улица» выяснилось, что развитие пешеходной инфраструктуры даёт место для локального бизнеса (магазинов и кафе) и сокращает количество ДТП; трафик при этом не уменьшился, а скорость движения транспорта даже немного увеличилась»

аналитик Института дизайна и урбанистики ИТМО