НАШ ЦИТАТНИК: «До моего приезда на стройплощадку темпы работ были достаточно низкими, а сегодня стройка оживилась. Такого быть не должно...» Александр Дрозденко

3 декабря, 13:55

Банкирам велят объясниться

10 ноября в 09:56
518

Банкирам велят объясниться

Банкам придётся объяснять, почему они отказывают гражданам в предоставлении кредитных каникул.

Рис. с сайта yuristlic.ru

Законопроект с такой нормой внесён в Думу, инициатор – депутат от «Единой России» Наталья Костенко.

Ситуация любопытная: первый закон о кредитных каникулах (76-ФЗ), принятый в мае 2019 года, действует; второй (106-ФЗ), спешно принятый в разгар «первой волны» в апреле 2020-го, прекратил действовать 30 сентября. Разница между ними – в способе: по 76-ФЗ заёмщик должен был подать заявку и дождаться одобрения банка, по 106-ФЗ – мог просто уведомить банк, что прекращает платежи (например, из-за потери или сокращения дохода – эта причина указана в обоих законах). Хотя вторая волна и возвращение карантинных ограничений снова может сделать "уведомительный" порядок актуальным.

Кроме того, в большинстве банков действуют собственные программы реструктуризации – кредиторам тоже не очень интересно заниматься массовым изъятием залогов и их реализацией.

До сих пор неясно, принесли «каникулы» больше пользы или вреда. По официальным сведениям, с 20 марта по 21 октября за реструктуризацией кредитов обратились 2,9 млн заёмщиков. Банки реструктурировали 1,6 млн кредитов на общую сумму около 794 млрд рублей. 32 000 заявок на 10,8 млрд отклонены. Что с остальными заявками (а их всё же 1 268 000), Центробанк не говорит. Весьма вероятно, что многие заёмщики отправили заявления, не получили ответа и перестали платить. А потом столкнулись с необходимостью возместить не только пропущенные взносы, но и штрафные проценты. Жалобы на то, что банки «играют в молчанку» (не дают ни одобрения, ни официального отказа), составляют значительную долю в претензиях граждан к финансистам.

Законодательное требование объяснить причины отказа в кредитных каникулах сделает отношения кредиторов и заёмщиков более прозрачными. Правда, во многих банках (особенно крупных) решение принимает не конкретный сотрудник, а алгоритм – скоринговая программа. Примерно так же обстоят дела и с отказами в предоставлении кредита: да, вам отказали, почему – неизвестно, так решила программа.