НАШ ЦИТАТНИК: «Уже 7-8 октября перераспределенные лимиты по семейной ипотеке в объеме 90 млрд рублей поступят в Сбер...» Никита Стасишин

7 октября, 14:27

Минус четверть квартиры

4 декабря 2020 в 15:21

На 25% выросли цены в петербургских новостройках массового сегмента в этом году.

Средняя стоимость «квадрата» на первичном рынке увеличилась за 11 месяцев на 25%, сообщает КЦ «Петербургская Недвижимость». В декабре прошлого года «квадрат» в масс-маркете стоил 114 600 рублей, в ноябре 2020-го – 149 900.

«Это абсолютный рекорд роста цен за всё время существования современного рынка недвижимости», – пишут в релизе эксперты «ПН». Позволим себе не согласиться с коллегами: это уже не рекорд. Это диагноз!

За ту же сумму, что в декабре, средний покупатель теперь может позволить себе жильё на четверть меньше. Не 100 кв.м, а 75. Не 50 «квадратов», а 37,5...

«Только за ноябрь цены в массовом сегменте выросли почти на 5%, – комментирует Ольга Трошева, руководитель КЦ «Петербургская Недвижимость». – Это объясняется как повышением средних цен в жилых комплексах у большинства ведущих застройщиков, так и высокой стоимостью «квадрата» в новых объектах».

В ноябре наиболее заметно выросли цены в отдельных популярных локациях: быстрее других дорожали новостройки у Московского проспекта, у станций метро «Фрунзенская», "Чёрная речка", "Лесная", а также в районе Сосновки и на  Свердловской набережной. 

В Москве картина похожая, хотя рост и поскромнее. По данным аналитиков компании «Бест-Новострой», в «старой» Москве с начала года стоимость жилья выросла на 10–16% (здесь в основном сконцентрированы проекты бизнес-класса и выше), в Новой Москве – на 15–22%. По данным аналитиков IRN.ru, «за время действия льготной ипотеки, с мая по октябрь, столичные новостройки эконом-класса прибавили в цене 23%».

В правительстве предпочитают использовать более спокойные цифры «в среднем по России». Получается плюс 10–11%; тоже много, но терпимо.

Вице-премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин объясняет причины удорожания: переход на эскроу, падение рубля, отъезд мигрантов. Программу льготной ипотеки вице-премьер в качестве фактора удорожания не называет, потому что борется за её продление.

Отчасти это правда. Субсидированная ипотека стала лишь одним из инструментов, способствующих покупке жилья. Но причина не в ней. А в бегстве от рубля, которое постепенно приобретает панический характер. В акции, в бетон – куда угодно. То же самое происходило в 2009-м и в 2014-м – но не в таких масштабах.

По данным Росстата, за три квартала реальные доходы граждан снизились на 4,3%. Кстати, рассказывая о выгодах льготной ипотеки, этот фактор чиновники не учитывают. То есть у всех граждан доходы будут снижаться, а у тех, кто платит по кредитам, – нет.

Последствия, к сожалению, понятны. Сокращение предложения, замораживание достигнутого уровня цен, снижение объёма сделок. Увеличение доли дефолтных кредитов, повышение рыночных ставок (вместе с рисками). В перспективе – выброс на рынок большого количества дефолтных и «инвестиционных» квартир.

Пока неясно, как можно избежать этого сценария.