Росреестр наехал на «Яндекс»
Росреестр обвиняет «Яндекс» в нарушении закона о рекламе.
По заявлению Росреестра антимонопольщики возбудили дело, сообщает «Коммерсантъ». Речь идёт о «сайтах-двойниках», которые предоставляют клиентам выписки из Единого госреестра недвижимости. В названиях таких сайтов обычно присутствует слово rosreestr, и национальный поисковик выдаёт на них ссылки при запросах по словам «Росреестр», «получить выписку» или «публичная кадастровая карта».
Дело будут рассматривать 4 марта, "Яндексу" грозит штраф от 100 000 до 500 000 рублей. Дело, конечно, не в штрафе (у "Яндекса" чистая прибыль за квартал – около 10 млрд рублей), а в создании прецедента.
Юристы ведомства считают перепродажу выписок незаконной. По мнению руководителей Росреестра, раз в законе такая деятельность прямо не предусмотрена – значит, она запрещена.
Попытки запретить частным сайтам деятельность по предоставлению выписок из ЕГРН предпринимались и ранее: в Думу был внесён соответствующий законопроект, но пока он прошёл лишь первое чтение. Против этой инициативы выступили несколько бизнес-ассоциаций, включая Национальный совет по финансовым рынкам.
Росреестр регулярно пытается повысить цены на свои услуги (в том числе – по выпискам). Участники рынка опасаются, что это осложнит работу популярных платформ – ЦИАН, «Авито.Недвижимость» и «Яндекс.Недвижимость»: без оперативного получения сведений из ЕГРН невозможно проверить корректность объявлений о выставленных на продажу объектах. «ДомКлик» пока никак не комментировал ситуацию. Данные из ЕГРН использует также система СПАРК и серьёзные аналитики.
На сайте Росреестра выписку из ЕГРН можно заказать за 4,5 рубля, у посредника – за 200–400 рублей. Однако для работы напрямую надо зарегистрироваться, завести личный кабинет, положить деньги на счёт, скачать документ в специальном формате, который читается только при повторной загрузке. Если бы выписки стоили недорого и скачивались быстро (за 30 секунд, как обещала вице-премьер Виктория Абрамченко), судиться с конкурентами и не пришлось бы – они бы сами ушли, по чисто рыночным причинам. Но пока сервисы Росреестра регулярно «тормозят» или «зависают».
Интересен подход: привлечь к ответственности не сами сайты-нарушители, а поисковую систему. Насколько нам известно, в законодательстве США и ЕС за контент отвечают не платформы или соцсети, а те, кто его разместил.