НАШ ЦИТАТНИК: «Уже 7-8 октября перераспределенные лимиты по семейной ипотеке в объеме 90 млрд рублей поступят в Сбер...» Никита Стасишин

6 октября, 00:12

Экотропы и парки: Как озеленяют Петербург и почему этого все равно недостаточно

30 мая 2022 в 10:13

Петербуржцы традиционно сетуют на нехватку зелени, сравнивая советские фотографии города с современными видами. Исчезли многие аллеи, когда-то украшавшие набережные рек и каналов, стало меньше деревьев во дворах. Почему так происходит? И что можно исправить? «НП» расспросила об этом экспертов, активистов и муниципалов.

Фото: NSP

Деревья без счета 

 Во время месячника по благоустройству весной 2022 года в Петербурге высадили более 2 тыс. деревьев, рассказал в апреле глава комитета по благоустройству Василий Пониделко. Однако выяснить адреса, по которым появились новые саженцы, почти невозможно. Сам господин Пониделко признал, что было бы целесообразно создать в городе систему учета с подробными данными о зеленых насаждениях.

Пока ее нет, горожане не могут контролировать, все ли обещанные деревья посажены и сколько из них прижились. Кроме того, от чиновников сложно добиться, чтобы зеленые насаждения, уничтоженные без порубочных билетов (например, при неаккуратных дорожных работах), были скомпенсированы новыми посадками. Если не была заблаговременно выполнена фотофиксация, доказать факт гибели растительности почти невозможно. 

«В Европе некоторые страны уже стали заботиться не о площади зеленых насаждений, а о каждом конкретном дереве. Деревья чипируют, чтобы хранить информацию обо всех хозяйственных мероприятиях, которые с ними проводились. Подстриг дерево, внес удобрение – записал информацию в базу данных. Наличие вредителей и болезней также документируется. Это позволяет более точечно и эффективно распределять бюджетные средства», – говорит кандидат биологических наук, соавтор методик  оценки и мониторинга экологического состояния зеленых насаждений Санкт-Петербурга Надежда Мощеникова. 

Общественная организация «Деревья Петербурга» создала городскую карту деревьев. Каждый желающий может нанести на нее данные, включая вид дерева, охват ствола и т. п. 

Порой горожане или юрлица сами оплачивают ревизию зеленых насаждений на важном для них участке (такое происходит, например, если сквер может быть отдан под застройку). Процесс небыстрый: лишь осмотр участка со 100 деревьями с приглашением специалиста и документированием всей информации занимает, по опыту корреспондента «НП», несколько часов. Кроме того, эксперту предстоит составить протокол обследования. 

Зелень в сетях 

 Отдельная сложность состоит в том, что в Петербурге очень сложно легально посадить дерево по собственной инициативе.  В 2019 году активисты из организации «Центральный район за комфортную среду обитания» высадили клены на площади Восстания, собрав на это деньги методом краудфандинга.  Согласование этих посадок заняло около года. 

Одна из популярных причин, по которым чиновники отказывают любителям зелени, – наличие на выбранном участке подземных коммуникаций.  Естественно, прямо над трубой деревьям не место, однако вопрос о том, насколько близко к трубопроводам их можно высаживать, остается открытым. Кстати, имеются разные технические решения, которые позволяют сосуществовать корням растений и подземным сетям. В 2021 году депутаты приняли поправки в петербургский закон о зеленых насаждениях (не путать с городским законом о ЗНОП). Новая редакция документа легализует использование подземных прикорневых барьеров, систем направления роста корней, подкормки и полива.

Человеческий фактор 

 Со времен СССР и до начала 2000-х в Петербурге действовала станция защиты растений, но впоследствии ее упразднили. Она занималась мониторингом распространения вредителей и болезней и выдавала рекомендации по уходу за зелеными насаждениями. В настоящее время часть работ по мониторингу выполняет Комитет по природопользованию, уход за насаждениями осуществляет Комитет по благоустройству. Разделение компетенций между двумя ведомствами существенно затрудняет борьбу с болезнями растений, считает Надежда Мощеникова. 

При этом, как отмечают специалисты, в петербургском садово-парковом хозяйстве не развита система поощрения работников, у которых, к примеру, кустарник выглядит пышным и здоровым.   

В некоторых муниципалитетах Петербурга нанимают садовников, давая им творческую свободу по уходу за зеленью. Так было сделано во Владимирском округе. Вот один пример проделанной работы: муниципалы вместе со специалистом обследовали почвы и нашли способ восстановления плодородия имеющегося грунта – при помощи рыхления и сидератных трав. 

Вырубки без ясности 

 В Петербурге выдают сотни порубочных билетов. Вырубки связаны с   освобождением участков под застройку, ремонтом коммуникаций, размещением новых остановок общественного транспорта и пр. За срубленные зеленые насаждения полагается оплатить в бюджет города компенсацию. Порой речь идет о миллионах рублей. Однако деньги не идут целевым образом на новые посадки. Кроме того, если в каком-то квартале уничтожены деревья, нет никакой гарантии, что «компенсационные» саженцы появятся в пешеходной доступности от него.

Информация о порубочных билетах публикуется онлайн, однако из открытых данных непонятно, какие именно из деревьев будут сносить. Указано лишь их количество. Кстати, осенью 2021 года Куйбышевский районный суд Петербурга по причине неполных данных признал недействительным порубочный билет, разрешающий уничтожение более 600 деревьев. Их предполагали убрать в ходе изыскательских работ для новой застройки. Суд обратил внимание на то, что выданный документ не позволяет понять, что можно, а что нельзя рубить на конкретном участке. 

Мнения экспертов 

«Основная проблема – в отсутствии цели и стратегии озеленения. Сейчас все заточено на процесс, а не на результат, поэтому нет необходимости лечить и сохранять деревья, если можно их вырубить и посадить новые. Как следствие, в Петербурге практически полностью исчезли вязы. Тополей на городских улицах всего 1%, а в 1950–1970-х они преобладали.
Еще одна сложность – отсутствие программ по озеленению, которые власти могли бы реализовывать совместно с жителями и бизнесом, как это происходит в других странах»

Координатор движения «Деревья Петербурга»

«Наибольшие повреждения саженцы деревьев получают при покосах окружающего газона с использованием триммеров. При глубоком срезании коры триммером по всей окружности ствола молодое дерево погибает. Если часть коры остается, дерево может выжить, но будет подвержено болезням.
Еще один фактор ухудшения состояния деревьев – глубокая обрезка ветвей. Опасны топпинг, или «остолбление» деревьев, при котором удаляется вся крона. На оставшемся стволе у некоторых видов могут образоваться молодые побеги. Однако березы и ясени неминуемо погибают, а тополя поражаются стволовыми гнилями»

Надежда Мощеникова
кандидат биологических наук, соавтор методик оценки и мониторинга экологического состояния зеленых насаждений Санкт-Петербурга

«За последние два года муниципальные депутаты Мурино вместе с управляющими компаниями высадили сотни деревьев. Опыт показал, что саженцы, посаженные осенью, приживаются лучше: уже не так жарко, а погода дождливая. С 2022 года у нас в штате работает специалист, который занимается озеленением города: осматривает территории, определяет оптимальные участки улиц, на которых стоит высадить кусты или деревья, выбирает, что и где высадить.
На этот год в планах новые каштаны на Охтинской аллее, озеленение улицы Шувалова и Школьного спуска. Деньги на это есть, ждем, когда администрация объявит конкурсы и найдет подрядчиков»

Дмитрий Кузьмин
глава МО «Муринское городское поселение»

«Городские скверы, сады, парки и придомовое озеленение требуют постоянного профессионального ухода, своевременного проведения мероприятий по обрезке, подкормке, защите от болезней и вредителей, санитарной выбраковке, замене старых растений, покосу и восстановлению травяного покрова газонов.
Все это невозможно без существенных вложений, поэтому городской бюджет должен формироваться с учетом потребности горожан в зеленых зонах высокого качества. Причем это должна быть планомерная работа, а не разовые акции. Кроме того, нужно, чтобы бюджет на содержание сквера, сада или общественного пространства учитывал его индивидуальные особенности: наполненность малыми архитектурными формами, оборудованием, объем и разнообразие посадок. В качестве образцовых примеров я бы привела Летний, Михайловский и Адмиралтейский сады. Ухоженно выглядят и некоторые из недавно благоустроенных набережных.
Конечно, на качестве озеленения в городе сказываются использование дорожных реагентов в зимнее время, моющих средств для фасадов, выгул собак и парковка машин на газонах. Поэтому в новостройках важно еще на стадии планирования уделять особое внимание ширине проездов, организации парковок и созданию площадок для выгула питомцев»

генеральный директор, Агентство ландшафтной архитектуры «Нескучный сад»


Если в масштабах города говорить об эффективном озеленении и уходе за деревьями пока, увы, не приходится, примеров создания локальных зеленых зон хватает. Причем инициаторами таких проектов выступают и городские ведомства, и бизнес. 
Мы отобрали наиболее яркие из инициатив последних лет. Хотя не все из них можно оценить исключительно со знаком плюс. 


Парк в Новой Голландии 

Парк «Новая Голландия» Фото: newhollandsp.ru
Парк «Новая Голландия». Фото: newhollandsp.ru

 Амбициозный и популярный проект реконструкции в историческом центре, выполненный  ООО «Новая Голландия девелопмент» (связано с MillHouse Романа Абрамовича), включает и «хипстерские» зеленые зоны. 

В парке, например, есть травяной сад с цветниками и многолетними злаками из разных частей мира. Летом 2020-го на острове появилась Садовая аллея.  Вдоль «Дома 12», бывшего корпуса лесных складов, высажены 119 ирг Ламарка, 26 яблонь, самые разные кустарники и многолетники. 


Экомаршрут «Сестрорецкое болото» 

Заказник «Сестрорецкое болото» Фото: oopt.spb.ru
Заказник «Сестрорецкое болото». Фото: oopt.spb.ru

 Работы были выполнены по заказу Дирекции особо охраняемых природных территорий, подведомственной Комитету по природопользованию. Тропу прокладывали так, чтобы минимизировать повреждения зеленых насаждений, даже от рабочих требовали использовать болотоступы, а материалы доставляли на площадку вручную. Тропа настолько популярна у петербуржцев, что уже спровоцировала общественную дискуссию. Экологи обращают внимание на то, что главная цель заказника – сохранение биоразнообразия, а не организация места отдыха (и фотозоны) для граждан. «Обитатели соседних садоводств сетуют, что у них теперь «улица Рубинштейна», а туристы, которые гуляют по тропе, могут рвать краснокнижные виды и оставлять мусор», – комментирует координатор движения «Против захвата озер» по Курортному району Анна Шушпанова. 


Экотропа рядом с Сертолово  

Экотропа «Новое Сертолово». Фото: компания «КВС»
Экотропа «Новое Сертолово». Фото: компания «КВС»

 Один из новаторских способов благоустройства от строительной компании «КВС», который положительно оценивают даже строгие петербургские эксперты. В лесном массиве рядом с новым ЖК проложена экотропа «Заповедный лабиринт». Это деликатный по отношению к окружающей среде маршрут протяженностью около 3 километров с зонами отдыха. На входе на тропу установлены информационные стенды, рассказывающие о здешней природе.  «Экотропа в «Новом Сертолово» – наша гордость и визитная карточка микрогорода. Обустройство этого пространства заняло около двух месяцев и обошлось компании почти в миллион рублей. С самого открытия маршрут пользуется популярностью у жителей всех возрастов. Поэтому в этом году мы открыли еще одну подобную зону отдыха – в ЖК «Ясно.Янино», – говорит Анжелика Альшаева, генеральный директор агентства недвижимости «КВС».


Экопарк на Камышовой улице 

Экопарк на Камышовой улице. Фото: gov.spb.ru
Экопарк на Камышовой улице. Фото: gov.spb.ru

Один из самых радикальных проектов: для новой зоны отдыха на Камышовой улице массово вырубили деревья, освобождая пространство для амфитеатра. Заказчиком работ выступил Центр комплексного благоустройства (подведомственный Комитету по благоустройству). «Проект предусматривал не только вырубку коренной растительности, но и посадки растений, не характерных для естественного ландшафта», – отмечали участники общественных слушаний. Они опасались возможного подтопления территорий, зачищенных от деревьев. Так в итоге и вышло, а город долго судился с подрядчиком, пытаясь расторгнуть контракт. Пока непонятно, когда и в каком виде этот проект будет реализован.