Москвичи готовы платить за петербургские квартиры в элитных новостройках
Запросы москвичей стали скромнее: они покупают в Петербурге элитные квартиры на треть меньше по площади, чем в 2019 году.
Жители столицы составляют 12–13% в составе покупателей элитного жилья на петербургском первичном рынке. По данным аналитиков Knight Frank SPb, за три года средний бюджет «московских» покупок увеличился на 26%, а средняя площадь приобретаемых объектов на 33% сократилась. Если раньше столичные клиенты были готовы приобретать жилье площадью от 100 до 150 кв. м, то сейчас запросы стали скромнее: от 70 до 100 «квадратов».
Компактных вариантов в петербургских дорогих новостройках немного. Средняя стоимость предложения составляет 89,6 млн рублей при площади 123 кв. м.
Поэтому реальные продажи нередко расходятся со средними параметрами запросов. «За последние два месяца покупатели из Москвы, обратившиеся к нам, приобрели квартиры, стоимость каждой из которых превысила средний запрашиваемый бюджет в несколько раз», – говорит Татьяна Любимова, директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank SPb.
При этом «московские гости», составляя количественно небольшую долю в структуре спроса, обеспечивают петербургским застройщикам весьма существенную часть прибыли. С ними могут соперничать разве что жители нефтегазовых регионов.
Возможно, на Петербург переключается часть элитного спроса, который ранее был ориентирован на приобретение зарубежной недвижимости. Также играет роль сдержанность петербургских девелоперов при выводе новых проектов в дорогом сегменте: в «элитке» роль дорогих инженерных решений и качественной отделки существенно выше, чем в масс-маркете.
По словам Натальи Осетровой, руководителя проекта города-курорта Gatchina Gardens, интерес москвичей к Петербургу последние два-три месяца стал более заметен. Причем в обоих форматах: иметь «второй дом» в Петербурге стало для жителей столицы «хорошим тоном»; кроме того, появился дополнительный инвестиционный интерес к рекреационной недвижимости – в связи с ограничениями на выезд по традиционным курортным направлениям.
Петр Войчинский, генеральный директор АН «МК-Элит», отмечает, что в премиальном сегменте (дорогие проекты в историческом центре) заметных изменений не происходит. А вот к объектам верхней части бизнес-класса (условно – до 20–30 млн рублей) интерес москвичей стал проявляться более активно.
Некоторые эксперты еще до известных событий отмечали рост «столичного фактора» в пригородной зоне – интерес к приобретению частных домов на юге (поближе к аэропорту) и на севере – вокруг «Лахта-центра».
«Дорогие дома в престижных пригородах чаще покупают «московские петербуржцы» – те, кто сделал карьеру в столице, но сохранил корни и привычки, – говорит Александр Царев, председатель совета директоров «Росса Ракенне СПб» (дистрибьютор домов HONKA). – Такие клиенты были всегда, и никогда их не было много».
«Покупатели из Москвы, действительно, составляют значимую долю на элитном рынке Петербурга. И эта доля за последний год только выросла. В 2021 году в наших проектах бизнес-класса жители столичного региона составили 11% покупателей. Средняя цифра за последние несколько лет – 7%. Продолжают проявлять большой интерес к проектам в Петербурге покупатели из северных регионов: Мурманская, Архангельская области, ХМАО.
Сокращение средней площади квартиры – это общий тренд, который так или иначе проявляется в разных ценовых сегментах, в том числе и в элитном. Создавать квартиры меньшей площади в элитном сегменте допустимо, но, во-первых, только за счет повышения функциональности, во-вторых – только до определенного предела. Говоря словами известного петербургского архитектора Евгения Герасимова, элитное жилье – это «роскошь пустоты», и оно таким останется всегда»
«Покупатели премиальной недвижимости из Москвы в Петербурге выбирают исключительно знаковые локации. Но это лишь начало, первый пункт в фильтре. К локации обязательно должно прилагаться лучшее расположение в ней самой и лучший вид. Москвичи в хорошем смысле слова «избалованная» аудитория. Они «насмотрены» на продвинутый продукт столичных премиальных девелоперов, как правило, у них есть опыт владения или же он есть у знакомых, друзей и так далее. Для них важно наполнение проекта по именам. Кто делает входные группы, кто ландшафт, какие инженерные системы будут и т. д.
В проекте «Северная корона» мы используем решения, востребованные искушенными покупателями. Внутренняя территория – это современный ландшафтный дизайн. Общественные пространства – собственные клубные территории с сервисами для жителей. Электронная «упаковка» – системы удаленного контроля и доступа. Из характерных деталей – камины, террасы, дорогие в себестоимости, но очень качественные фасады. И так далее.
На практике покупатели из Москвы составляют совсем небольшую долю – выбор в столице куда больше. Петербург мог бы посоперничать с Москвой, но у нас премиальный рынок развивается в условиях острого дефицита локаций. Поэтому Петербург пока остается нишевым рынком, предложением для ценителей отдельных видов или характера жизни в целом»