Каким должно быть «умное» освещение улиц и городов: разбирались на международной конференции «Световой дизайн»
Каким должно быть «умное» освещение улиц, городов, школ, метро, больниц, музеев и других общественных и деловых пространств, ведущие эксперты рассказали на международной конференции «Световой дизайн», которая прошла в Петербурге 13 и 14 октября в Главном штабе Эрмитажа, галерее «Цифергауз» и Академии Штиглица.
В течение двух дней ученые и практики в области светового дизайна, архитектуры, урбанистики, IT, представители искусства, бизнеса и государственных органов власти говорили о том, как создать «умную» световую среду в городах и что для этого нужно сделать. Как при помощи интеллектуального освещения в условиях закрытых границ сделать российские города привлекательными для туристов? Каким должен быть искусственный свет в школах, офисах, больницах, чтобы он благотворно влиял на здоровье и повышал качество жизни людей с учетом опыта пандемии? Как повысить популярность коллекций музеев цифровыми средствами? На эти и другие вопросы ответили эксперты из разных городов России и зарубежных стран.
Одним из центральных событий конференции стала презентация концепции освещения Санкт-Петербурга до 2030 года. Наталья Быстрянцева, один из организаторов конференции, кандидат архитектуры, ведущий российский эксперт в области проектирования и модернизации световой среды городов и уникальных архитектурно-пространственных объектов, отметила: «Первое, что должна делать среда, световой дизайн, – найти инструменты рационального подхода к свету. Те парадигмы, которые существовали раньше и подразумевали подход «чем больше света, тем лучше», уходят в прошлое. Сейчас существует много технологий, позволяющих перейти к понятию качества городской среды, созданию точек притяжения, которые определяют городскую структуру, философию города, позволяют людям использовать эти пространства с точки зрения коммуникации. Все это создает новую парадигму, в рамках которой свет становится инструментом создания города как бренда».
ВРИО заместителя председателя комитета по градостроительству и архитектуре – главный художник Елена Крамскова рассказала о разработанных методических рекомендациях по архитектурно-художественному оформлению, представила примеры освещения и праздничного оформления Санкт-Петербурга, а также обратилась к образу будущей городской среды.
В конференции приняли участие и представители отечественных и международных компаний светотехнической отрасли. В частности, об особенностях работы с историческими и современными объектами рассказал Алексей Воронин из компании INTILED.
«Архитектурное освещение сейчас – это не только взаимодействие света с фасадом или объектом, но и взаимодействие света с пользователем. Разрабатывая освещение объектов культуры и отдыха сегодня необходимо пробуждать в посетителях набор уникальных образов и воспоминаний, стопроцентно субъективных, но навсегда и прочно связанных у пользователя именно с данным местом, заставляющих его возвращаться сюда снова и снова. INTILED достаточно часто работает с памятниками культуры и местами притяжения, каждый раз это и сложно, и безумно интересно», – отметили спикеры INTILED.
Мастер-класс «Парк как арт-объект» от группы компаний «ЦЕРС» и проекта «Лаборатория света» дал участникам конференции возможность закрепить теорию практикой и поэкспериментировать с оптическими системами и светофильтрами.
Что такое «умная» световая среда диспетчерских пунктов и ситуационных центров, рассказал Александр Карев, к.т.н., директор по науке ООО «МГК «Световые технологии», имеющий 30-летний опыт в области светотехники. Как отметил спикер, освещение позволяет обеспечить комфортную и функциональную световую среду, выполнить требуемые стандартами нормативы, создать условия для физического и психологического благополучия персонала, оптимизировать потребление электроэнергии. Данный подход был реализован при проектировании «умного освещения» единого диспетчерского центра ГУП «Московский метрополитен». Система цифрового автоматизированного управления освещением ÁMBIOT позволила не только реализовать схему динамически изменяемого основного освещения и гармонизировать циркадные ритмы при круглосуточной сменной работе, но и существенно снизить энергопотребление.
В ходе конференции прошел необычный интерактивный эксперимент от компаний ALEDO и YARKO-YARKO. Перед участниками были выставлены пять стендов, в которых размещены картины со схожими цветовыми решениями. Это были живописные произведения ведущих художников Академии Штиглица – Алексея Талащука, Светланы Понаморенко, Саида Бицираева, Валерия Миронова, Станислава Мосевича.
Для каждой картины были выбраны разные световые приемы, освещение и эффекты при одних и тех же исходных данных. Участникам эксперимента с помощью жетонов, цвета которых соответствовали принадлежности к определенной профессиональной группе (желтый – светодизайнер, красный – светотехник, синий – архитектор и так далее), предстояло проголосовать и ответить на вопрос: в каком из пяти стендов, на ваш взгляд, картина предстанет в «лучшем свете»?
«С развитием светодиодных технологий палитра инструментов для деятельности светодизайнеров значительно расширилась. Это позволяет светодизайнеру, во-первых, проявлять художественный подход в работе с экспонатом, а во-вторых, при аккуратном смешении цветовых температур эмоционально вовлечь зрителя в произведение искусства, обратить внимание на детали», – прокомментировали в компании ALEDO.
Также в конференции приняли участие спикеры компаний САРОС, IPRO, VITRULUX, Российской гильдии управляющих и девелоперов, Bezhko, «Анди Групп», Русского музея, Государственного Эрмитажа и другие эксперты.
Организаторами конференции выступили: Университет ИТМО (ITMO University), CLD (Creative Lighting Department), творческое объединение светодизайнеров RULD совместно с Государственным Эрмитажем, СПГХПА имени А. Л. Штиглица и галерея «Цифергауз» при поддержке Совета Федерации Федерального собрания РФ и правительства Санкт-Петербурга.