НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

25 апреля, 00:05

Цветной асфальтобетон все чаще используют при благоустройстве в Петербурге

28 ноября 2022 в 09:00

Конкуренция заставляет застройщиков тщательнее работать над благоустройством дворов в своих проектах, приглашать ландшафтных дизайнеров и использовать новые материалы. Например, цветной асфальтобетон производства АБЗ-1. Это покрытие поможет воплотить интересные решения, а вело- и пешеходные дорожки сделать безопаснее.

Фото: АБЗ-1
Фото: компания «АБЗ-1»

Компания «АБЗ-1» разработала прозрачное полимерное вяжущее, которое позволяет изготавливать асфальт практически всех цветов. Масса прокрашена по всей толщине, а значит, цвет не сотрется, как стирается с асфальта краска или дорожная разметка.

Такой материал, например, применила Группа «Эталон» при создании велодорожек в жилом комплексе «Галактика Pro» на Измайловском бульваре – это часть масштабного проекта редевелопмента 38 га южнее Обводного канала. В комплексе два жилых корпуса на 782 квартиры площадью 54 000 кв. м, 2900 кв. м коммерческих помещений, а также два подземных паркинга (в сумме на 378 машино-мест). Комплекс введен в эксплуатацию в начале 2022 года. Застройщик относит его к классу «бизнес-лайт». Этот проект в 2021 году получил диплом первой степени в номинации «Лучший объект жилищного строительства» конкурса «Лидер строительного качества». 

Фото: АБЗ-1
Фото: компания «АБЗ-1»

В проекте благоустройства этого ЖК специалисты Группы «Эталон» стремились обособить инфраструктуру для велосипедистов, чтобы разделить маршруты и избежать нерегулируемых пересечений с пешеходами. И безопасность – первое, что принималось во внимание. Но важна была также гармоничная интеграция велоинфраструктуры в общий проект благоустройства жилого квартала «Галактика». 

К покрытию предъявлялся ряд требований, например, надежность и многолетняя эксплуатация. Оно также должно быть прочным, ровным, с минимально возможным сопротивлением трения, но при этом обеспечивать сцепление даже в дождь, иметь хорошие водоотводящие свойства, препятствовать накоплению пыли, выдерживать очистку от снега, в том числе механическую. Важна также экономичность, в том числе затраты на содержание и ремонт. 

В Группе «Эталон» говорят, что после тщательного анализа мировой практики решили создать покрытие велодорожки из цветного асфальтобетона, стойкого к ультрафиолету. Менее всего подвержены воздействию этого излучения кирпично-коричневые оттенки. А решающими при выборе покрытия стали результаты комплексной оценки его характеристик по соотношению: стоимость–качество–эксплуатация.  

Фото: АБЗ-1
Фото: компания «АБЗ-1»

Этот материал применяют и другие застройщики, а также его используют в городских проектах. Например, при благоустройстве третьей очереди музейно-исторического парка «Остров фортов». «Главными критериями при выборе покрытия стали надежность и износостойкость. Именно поэтому предпочтение было отдано цветному асфальтобетону вместо покраски обычного асфальта. Цветовое решение покрытия гармонично вписалось в общий архитектурный облик парка, а также позволило более понятно выделить пешеходные зоны, где посетителям нужно быть внимательнее – например, рядом с велодорожкой», – поясняют в пресс-службе проекта «Остров фортов».  

Мнения экспертов 

«Цветной асфальт давно применяется для велодорожек во всем мире. Для таких целей это лучшее покрытие в силу его долговечности, ровной поверхности, а также высокого коэффициента сцепления даже в сильный дождь. Когда я начала заниматься продвижением данного продукта, я поняла, что в России многие застройщики и проектировщики просто не знают о таком материале, о том, что он соответствует ГОСТу. Благодаря усилиям нашей компании и реализации крупных проектов с цветным асфальтом ситуация меняется. Особенно радует, что многие подрядчики уже научились укладывать не только черный, но и цветной асфальт»

Ольга Пономарева
директор по развитию АБЗ-1

«Мы работаем с цветным асфальтом АБЗ-1 уже больше четырех лет, правда, пока применяли только два оттенка красного. Один из последних объектов – это Фермское шоссе в Пушкине: дорога шириной шесть метров и протяженностью километр. Но в основном работаем с этим материалом при создании велодорожек в жилых комплексах. Однако есть примеры успешного применения такого материала на путепроводах, мостах, в скверах, цветной асфальт уложен, например, у Смольного собора.
Несмотря на наш опыт, каждое новое применение цветного асфальта волнительно. Его стоимость заметно выше, чем обычного, а укладка требует особых подготовительных работ. Например, надо тщательно очистить технику от черного битума, с которым она обычно работает. Чтобы асфальт не прилипал к вальцам, используется солярка, но в случае с цветным асфальтом допустимы только мыльные растворы. Цветной асфальт укладывается при более высокой температуре, укатывать его сложнее. Правда, при соблюдении всех этих особенностей ничего особо сложного нет. Все дело в практике.
Цветной асфальт в первую очередь стоит применять при организации вело- и пешеходных дорожек. Сейчас велодорожки в городе плохо различимы. Когда едешь на машине и справа видишь какую-то непонятную линию, не сразу ясно, что это велодорожка. Если бы она была красной, было бы гораздо заметнее. Этот материал используют все чаще, он все более востребован. Когда-то цветной асфальт применял единственный девелопер, сейчас используют уже несколько застройщиков»

Антон Киракосян
учредитель и генеральный директор компании «КАС-Дорстрой»

«Такой материал дает дополнительные возможности для реализации фантазии архитекторов и ландшафтных дизайнеров. Он поможет создавать интересные и гармоничные дворовые пространства. Если оборудование на площадке выполнено в синих тонах, то и подход к ней можно сделать такого цвета. Это позволит сформировать цельную картину дворового пространства, а не набор разрозненных элементов благоустройства.
Цветной асфальт также можно использовать и для создания пешеходных переходов. Да, затраты в моменте окажутся выше, зато они компенсируются долговечностью материала.
Мы были на экскурсии на заводе «АБЗ-1», и он произвел очень хорошее впечатление. Особенно лаборатория, где постоянно разрабатывают новые технологии, например, асфальт с запахом, например, ванили или клубники, а также с золотыми и серебряными включениями и даже с кристаллами Swarovski»

Ольга Черданцева
руководитель Центра компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды комитета по благоустройству

«Цветной асфальтобетон – достаточно новый материал. Например, мы сейчас с ним работаем на новых очередях наших проектов «Окла» и «Янила». В основном его применяют в ЖК бизнес-класса. Во-первых, это обусловлено ценой: такое покрытие на порядок дороже стандартного. Во-вторых, это как раз тот случай, когда изначально нужно понимать смысловую нагрузку и продумывать использование материала еще на этапе проектирования. Цветной асфальт помогает архитекторам реализовать важную задачу: эстетично
и ненавязчиво собрать воедино благоустройство территории всего квартала. Например, велодорожка из цветного асфальта задаст красивую линию, идущую сквозь весь комплекс, поддержит идею непрерывного благоустройства. А цветная «тропинка» может служить отличным ориентиром, показывать путь из одной точки в другую.
Можно использовать покрытия из цветной резиновой крошки, но они больше подходят для беговых дорожек, детских и спортивных площадок. Можно делать акценты тротуарной плиткой, но так не получится провести непрерывную плавную «нить». Мы еще не завершили проект благоустройства с велодорожкой из цветного асфальта, но нам уже нравится то, что получается. Уверены, что и жители оценят такой элемент благоустройства по достоинству»

генеральный директор операционного бизнеса ГК «Ленстройтрест»

«Цветную асфальтобетонную смесь мы применяем для покрытия велодорожек, где важны цветовое выделение и однородность поверхности. Такое покрытие подходит не только для катания на велосипеде, но и на роликах. Для велодорожек иногда используют каучуковые покрытия, однако асфальтобетонные более износостойкие. Кроме того, в большинстве проектов жилых комплексов, над которыми работает наше бюро, проектируются дворы без машин. В таком случае велодорожка включается в состав пожарного проезда, поэтому мы думаем и о сроке эксплуатации такого покрытия при транспортных нагрузках.
Помимо технических характеристик, популярность использования материала связана с архитектурными, эстетическими характеристиками и требованиями к универсальности среды.
Включение в обычное дорожное покрытие цветных вставок повышает различимость объектов, позволяет легче ориентироваться, задает графику»

Любовь Костина
исполнительный директор архитектурного бюро «О-КРУГ» (группа компаний «ЯДРО»)

«Цветное асфальтовое покрытие позволяет повысить безопасность и комфорт велосипедистов, а при грамотном планировании – улучшить эстетику городских улиц, дворов и скверов. Оно не изнашивается, как краска, а значит, это еще и экологичное решение. Ассоциация «Пошли-поехали» поддерживает использование такого материала в нашем регионе.
Считаем, что можно обозначить цветом выделенные полосы для общественного транспорта, места для парковки инвалидов и другие участки дорог, которые должны быть визуально считываемыми.
Учитывая сохранившуюся историческую среду нашего города, нужно, разумеется, грамотно вписывать цветные участки и полосы асфальта в центре. Впрочем, на мой взгляд, на большинстве улиц Адмиралтейского, Василеостровского и Центрального районов, где жилые дома исторически были цветными, можно сделать и дороги менее серыми»

исполнительный директор ассоциации «Пошли-поехали»
Фото: АБЗ-1
Фото: компания «АБЗ-1»