В Думу внесен законопроект о «Лесной амнистии 2.0», усиливающий полномочия Росреестра
Положения «Лесной амнистии» будут распространяться на лесные участки в составе особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и объектов культурного наследия.
Документ должен снять противоречия между данными ЕГРН и лесных реестров. Его подготовили юристы Росреестра: ведомство получает дополнительные полномочия, возможности Рослесхоза отстаивать лесные участки урезаются. Руководитель Росреестра Олег Скуфинский, представляя законопроект на заседании правительства РФ, заявил: что эта инициатива «будет способствовать завершению гармонизации сведений ЕГРН и Государственного лесного реестра».
По официальным данным, с момента введения «лесной амнистии» (280-ФЗ, принят в июле 2017 года) исправлены реестровые ошибки в отношении 6955 лесных участков, расхождения между реестрами («двойной учет») сокращены с 280 млн га до 6 млн. Площадь лесных участков уменьшена на 51,4 тыс. га, из них 1,3 тыс. га включены в границы населенных пунктов. 19 декабря 2022-го президент подписал закон № 519-ФЗ, продливший действие «лесной амнистии» до 2026 года.
Вопрос: раз работа идет вполне успешно, что еще понадобилось ведомству?
В пояснительной записке указано: сейчас порядок «лесной амнистии» не распространяется на участки, расположенные в границах ООПТ и объектов культурного наследия. Авторы законопроекта предлагают корректировать и эти границы, отдавая приоритет сведениям из госкадастра. Это основное. Плюс еще много чего по мелочи: уточнить порядок предоставления сведений, основания для возврата документов, увеличить объем предоставляемых данных и т. д.
Возможно, главная цель в другом. В законопроекте есть несколько моментов, на которых авторы пояснительной записки не акцентируют внимание. Например, они предлагают поправить закон о введении в действие Лесного кодекса и вернуть в него положение о том, что лесные участки, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются «ранее учтенными объектами недвижимости». При этом «информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН». То есть Росреестр пытается дополнительно усилить свои позиции в многочисленных судебных спорах с лесным ведомством.
Правительство довольно последовательно расширяет правовую базу для «освоения лесов»: разрешено капитальное строительство на лесных землях, увеличивается перечень разрешенных видов деятельности и др. Активисты пытаются блокировать попытки незаконной застройки лесных участков – а чиновники ссылаются на запрет проверок бизнеса, введенный в пандемию, да так и не отмененный. Правоохранители крайне неохотно возбуждают уголовные дела по незаконным вырубкам (например, рядом с СНТ «Защита»), расследование таких дел тянется годами…