НАШ ЦИТАТНИК: «Жители делают вид, что платят за капремонт, а мы за эти деньги делаем вид, что ремонтируем. Эту тенденцию надо менять. По прогнозам Минстроя, под 40 млн кв. м к 2030-му уже аварийного жилья. Если перевести в деньги, это 4 трлн рублей. У нас их нет...» Марат Хуснуллин

30 апреля, 21:17

Закон о банкротстве хотят пересмотреть, чтобы упростить жизнь управляющих компаний

29 мая 2023 в 10:29

Законодательное собрание Петербурга собирается предложить Госдуме РФ поменять закон «О банкротстве», предусмотрев исключение для управляющих компаний. Эксперт Rightmark Group считает, что идея требует доработки.

Фото: Олег Золото

В Законодательном собрании Петербурга предлагают изменить порядок банкротства компаний, управляющих многоквартирными домами. 

"Возникает ситуация, при которой управляющая организация перепродает услуги населению, при этом большая часть услуг (70–80%) перепродается в убыток <...> Постоянно нарастающая дебиторская задолженность неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги, нормативные ограничения, установленные действующим законодательством для расчетов с гражданами, и принятый порядок расчетов с ресурсоснабжающими организациями приводят к накоплению огромных трудно восполняемых потерь и финансовых разрывов", говорится в пояснительной записке

Предлагается изменить критерии признания наличия признаков банкротства для лиц, управляющих многоквартирными домами, установив минимальный размер задолженности в зависимости от размера выручки этого лица. Сумма долга должна быть не менее чем одна шестая часть от суммы всей выручки (от 300 тысяч рублей) за последние 12 месяцев по данным последней бухгалтерской отчетности. 

Срок погашения долга предлагается увеличить с двух месяцев до шести. Для этого потребуется менять федеральный закон "О банкротстве", инициатива с такими изменениями готовится в петербургском парламенте. Идея была внесена в городской парламент еще в 2022 году, но в мае 2023-го ее начала обсуждать постоянная комиссия. Это может свидетельствовать о том, что документ в обозримом будущем включат в повестку. 

Мнение эксперта 

Алиса Чужмарова, старший юрист практики разрешения споров Rightmark Group:  
– Законопроект требует доработки, так как в текущей редакции дает некоторым управляющим организациям необоснованные преференции. 
Как минимум, в нем не уточнены категории лиц, управляющих многоквартирными домами, на которых он будет распространяться. Часто причиной банкротства лиц, управляющих многоквартирными домами, является несвоевременная оплата задолженности перед ресурсоснабжающими организациями. Если собственники/наниматели жилых помещений не заключали прямые договоры с такими организациями, управляющая организация обязана оплачивать поставленные ресурсы, все потери и утечки еще до того, как получит оплату от собственников, что иногда затруднительно. Как следствие, у управляющей организации появляются обязательства по оплате неустоек и судебных расходов. 
При таких обстоятельствах изменения в законодательстве целесообразны, так как, возможно, не совсем правильно признавать такие управляющие организации банкротами только на формальном основании наличия задолженности в 300 тыс. руб., не оплачиваемой свыше трех месяцев. 
Другое дело, если собственникам и нанимателям жилых помещений коммунальные услуги предоставляются ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по прямым договорам (ст. 157.2 ЖК РФ). В этом случае неясно, почему законопроект дает такие преференции управляющим организациям, т. к. некомпетентное руководство, нецелевой расход денежных средств и наращивание задолженности управляющими организациями не могут являться основаниями для поблажек. 
Кроме того, в законопроекте выделены положения по субсидиарной ответственности. Цель этого непонятна, так как законодательство о банкротстве (ст. 61.11 Закона о банкротстве) и так защищает добросовестных руководителей при невозможности погашения требований кредиторов.