НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 14:34

Рустам Азизов: «Льготные программы покупки жилья нужно распространить на молодоженов и вторичный рынок»

19 октября 2023 в 08:29

Основная задача новых ипотечных и связанных с ними программ, которые могут сейчас разрабатываться девелоперами и банками, должна заключаться в расширении целевых аудиторий, уверен директор по ипотечным продажам и внедрению финансовых инструментов ГК «А101» Рустам Азизов.

Рустам Азизов
Азизов Рустам
директор по ипотечным продажам и внедрению финансовых инструментов
ГК «А101»

Работа с новыми целевыми аудиториями будет особенно актуальной в случае прекращения действия льготной ипотеки. В течение 2023 года, несмотря на ряд изменений на ипотечном рынке в части условий предоставления кредитования, доля продаж с привлечением заемных средств практически не менялась от месяца к месяцу и колебалась в районе 88–90%.

Это говорит о том, что ипотека является основным инструментом продаж застройщика и драйвером развития строительной отрасли. В то же время у существующих продуктов, позволяющих купить жилье с использованием заемных средств, недостаточно широкая аудитория с учетом принятых у банков практик оценки платежеспособности клиентов.

Сейчас средний возраст покупателя квартиры составляет примерно 35 лет, то есть основная аудитория девелоперов – люди, уже состоявшиеся в карьере или бизнесе, с семьями и зачастую с детьми. Между тем спрос на жилье велик, например, и со стороны более молодых людей, которые находятся в начале карьерного пути и только собираются заводить семью и детей. В случае, если государственная поддержка ипотеки после 30 июня 2024 года сохранится только для отдельных категорий граждан, наличие разнообразных продуктов для различных целевых аудиторий станет основой устойчивости рынка недвижимости.

Хорошим примером такой программы могли бы стать государственные сертификаты на часть первоначального взноса, которые могут выдаваться молодоженам в возрасте до 30 лет. Кроме того, для этой категории заемщиков было бы целесообразно разработать программы «молодежной ипотеки» с гибкими ставками на время строительства дома.

Кроме того, для стимулирования спроса на первичное жилье представляется важным повысить доступность ипотечных программ на вторичное жилье, продажа которого нередко используется для улучшения жилищных условий.

Таким способом пользуется не меньше 20% ипотечных заемщиков. Однако сейчас ставки на вторичном рынке кратно выше, чем на первичном, поэтому на данном этапе продажа квартиры, как правило, или откладывается, или квартира продается с большим дисконтом, что сужает возможности людей на первичном рынке.