Алексей Белоусов: «В рабочих местах рядом с жилыми массивами заинтересованы и власти, и бизнес»
Маятниковая миграция, вызванная фактическим отсутствием рабочих мест в новых кварталах жилищного строительства, – огромная проблема для Петербурга и Ленобласти. Она приводит к пробкам, колоссальной нагрузке на общественный транспорт и социальному напряжению. О том, как обеспечить зоны урбанизации местами приложения труда, рассуждает член Совета и председатель Экспертного совета НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере, генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов.
– Как сделать, чтобы масштабные жилые проекты получали не только объекты соцкультбыта, но и рабочие места?
– Застройщики, во всяком случае думающие, должны предполагать, что людей, которые заселятся в их комплексы на периферии, надо обеспечить либо рабочими местами в какой-то понятной доступности, либо дорогами и транспортом, который их доставит в мегаполис. Если ни того ни другого не будет, мы получим анклавы, из которых утром нельзя уехать, а вечером – вернуться. Это создаст массу проблем жителям, а значит, снизит спрос и цены на жилье в этих локациях.
Поэтому есть задача объединить усилия жилищных девелоперов и инвесторов промышленного строительства. В Петербурге и Ленобласти создаются промышленные зоны и технопарки, появляются отдельные крупные производства. Эти объекты надо «привязать» к крупным жилым массивам. Чтобы у сотрудников этих предприятий не было проблем добраться до работы в час пик, а их владельцам было проще найти кадры.
Сложность в том, что бизнес нельзя заставить выполнить эти условия. Нельзя, например, прописать в региональных нормативах, что, помимо школ, садиков, поликлиник, инженерии и дорог, девелопер обязан построить еще и какое-то предприятие. Сделать нечто совместное застройщик и промышленник могут только по взаимной договоренности. Но для этого надо хотя бы начать обсуждать эту проблему, искать точки соприкосновения. Подумать о том, как можно объединить территории новых спальных районов с зонами развития промышленности. Это ведь выгодно всем сторонам.
– Как это взаимодействие должно быть построено?
– Здесь нет универсальных рецептов. Условно, есть план экономического развития субъекта РФ, который должен быть увязан с планами инвесторов. Речь скорее о ручном управлении, которое нужно выстроить госорганам. Непростая задача – найти точки и алгоритмы взаимодействия власти и бизнеса. Пожалуй, это даже сложнее, чем институт комплексного развития территорий.
Важно стимулировать инвесторов. Если, например, в рамках того же закона о КРТ прописать налоговые преференции для девелоперов и промышленников, которые реализуют совместный проект, это подтолкнуло бы их к объединению усилий. А благодаря такому партнерству власти могли бы решать социальные задачи. В последние десятилетия мы нахлебались проблем, связанных с ростом городов-спутников на границе с Петербургом. Не хватает дорог, транспорта, за пределами мегаполиса нет рабочих мест. Ничего и не изменится, если ситуацию не сдвинуть с мертвой точки. Гораздо проще и экономичнее предоставить льготы инвесторам, чьи проекты на самом деле являются комплексными, чем строить все новые развязки, которые проблему не решают. Мы в самом начале трудного пути, но это очень благодарный путь.
– Какие объекты можно размещать рядом с жилой застройкой, чтобы граждане не опасались техногенных аварий или ухудшения экологии? Список производств, похоже, будет недлинным.
– На самом деле, можно размещать любые. Требования по экологической безопасности строгие, а вредность любого производства купируется системами очистки, защитными зонами и т. д. Назначение объектов не принципиально. Даже завод лакокрасочных изделий может находиться в 50 метрах от жилья, но с учетом всех требований по очистке забираемого из цехов воздуха и пр.
– Для реализации таких проектов можно использовать схему КРТ?
– Только в теории, поскольку этот институт пока не работает. Летом 2023 года еще не было ни одного проекта, запущенного в рамках новых положений Градостроительного кодекса, принятых около года назад. В них постоянно пытаются вносить изменения, чтобы схема, наконец, заработала. Удачные примеры есть только в Москве, где кардинально другая ситуация. Там задействованы бюджетные средства, а мы говорим про инвестиционные проекты, для реализации которых все и задумывалось.
Летом я общался с представителями «ДОМ.РФ», и даже у этой организации не получается запустить такие проекты, хотя земля федеральная. Есть масса нюансов, связанных с согласованиями, сервитутами, сетями, собственниками, в том числе соседних объектов. Фактически любая территория имеет какие-то обременения, просто где-то их больше, где-то – меньше. Например, если брать земли сельхозназначения и самому прокладывать дороги, сети, выделять участки под объекты соцкультбыта – это одно. Но если рассматривать территорию бывшего предприятия под редевелопмент, то, скорее всего, выяснится, что у имущественного комплекса несколько владельцев, и площадка напоминает лоскутное одеяло. Посреди нее непременно найдется какой-нибудь полуразвалившийся склад, который собственник наотрез откажется продавать. И сделать ничего нельзя: закон защищает права собственности. По сути, возникает та же проблема, что и при расселении пятиэтажек, когда последний жилец не хочет съезжать, требуя каких-то неадекватных выплат.
В этом году в рамках Экспертного совета НОСТРОЙ провели два совещания по теме КРТ в Новосибирской области и на Алтае. Разные регионы, разные возможности и ограничения. Но ни там ни там схема не работает. Например, есть предложение включить ИЖС в перечень проектов КРТ – территории огромные, населения мало. Но в законе речь идет в первую очередь о площадках с многоэтажными домами. Чтобы работать с ИЖС, застройщикам приходится прирезать к таким территориям участок с многоэтажкой.
С другой стороны, как только мы напрямую разрешим работать в рамках КРТ с односемейными домами, о расселении «хрущевок», что было основной целью программы в Петербурге, все забудут и уйдут в частный сектор. Поскольку это существенно выгоднее.
Поэтому в принципе схему КРТ для создания жилых кварталов с рабочими местами использовать можно, но законодательную базу нужно менять. В Петербурге, например, нет регионального закона о КРТ. Он принят, но его вступление в силу отложили, а теперь хотят перенести еще на год, и подготовили новые поправки и в федеральное законодательство. Кроме того, к самому документу много замечаний. Хотя он мог бы стать отправной точкой этого процесса.
Мнения экспертов
«Создание рабочих мест в новых жилых районах – это важнейшая часть девелоперских проектов, которая позволит снизить маятниковую миграцию, избавив локацию от транспортных коллапсов. Например, в нашем проекте в Лаголово мы планируем создать около 9500 рабочих мест, во Всеволожске – еще порядка 400.
Мы стараемся сформировать оптимальные условия для развития в наших районах бизнеса. У нас есть собственная платформа «А101 Бизнес», которая позволяет определить перспективное направление для каждого предпринимателя, оценить трафик, найти подходящее помещение и даже франшизу. Также мы помогаем бесплатно продвигать бренд на своих ресурсах. Такой подход обеспечивает здоровую конкуренцию, рабочие места и достойный уровень товаров и услуг.
По нашему опыту, в новых районах необходимо развивать сразу несколько направлений коммерческих площадей. Первое – это стрит-ритейл. Сюда относятся помещения для торговли, общепита, креативной индустрии (мастерские, шоу-румы и ателье), а также для сферы услуг (медицинские и косметические салоны, спортивные секции, хобби-центры и др.). Еще один вариант – лайфворкинги (формат коворкинга в жилых домах).
Однако малый бизнес не в полной мере удовлетворяет запросы рынка труда. Чтобы создать большое количество рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, необходимы более значимые форматы коммерческой недвижимости. Одним из них является light industrial – отдельные объекты в два или три этажа со смешанным назначением: торговым, складским, офисным, промышленным. Здесь можно открыть любой вид бизнеса: от IT-полигона или лаборатории до пошива одежды и расфасовки овощных чипсов. Еще одним эффективным решением стали классические офисные центры, не тяготеющие к центру мегаполисов. Размещение в них дешевле, а по уровню комфорта они не уступают деловым комплексам класса А в центре Москвы или Петербурга»
«Проблемы занятости населения и маятниковой миграции необходимо решать комплексно. Было бы неправильно просто создавать промышленные предприятия с высокой степенью экологической опасности в активно застраиваемых жильем загородных районах Ленобласти. Да и печальных примеров запустения моногородов, жизнь которых была неразрывно связана с закрывшимися предприятиями, в регионе достаточно. Но даже если создать экологически безопасные предприятия рядом с жилыми кварталами, это не гарантирует, что их сотрудники смогут купить квартиры рядом с работой.
Одним из способов решения проблемы, безусловно, станет развитие транспортной инфраструктуры, которая позволит людям ездить до места работы. Еще один возможный путь – создание самодостаточных проектов комплексного развития территорий, соединяющих в себе всю необходимую жителям социальную и торгово-бытовую инфраструктуру. У нас довольно много клиентов, которые работают удаленно или на коммерческих предприятиях (кафе, рестораны, торговые и досуговые центры, спортивные учреждения) прямо на территории районов, которые мы строим. Такую самодостаточность трудно обеспечить в районах с малоэтажной застройкой и низкой плотностью населения. Коммерческие предприятия там редкость в силу своей нерентабельности. Но в крупных проектах со среднеэтажной застройкой уже можно создать среду, которая позволит человеку крайне редко выезжать из своего района. Он сможет там спокойно работать, отдыхать, растить детей, сходить на концерт или посмотреть выставку. Для этого в новых кварталах нужны, например, коворкинги, но важнее строить удобные квартиры, планировка которых позволяет обустроить полноценное рабочее место.
Такие самодостаточные районы не устранят транспортные проблемы, но, безусловно, будут снижать их остроту»