НАШ ЦИТАТНИК: «Да, цены на жилье у нас высокие, но и себестоимость растет еще быстрее. Земля подорожала, стройматериалы подорожали, трудовые ресурсы подорожали, стоимость финансов и подключения тоже подорожала. С чего у нас должно стоить жилье дешевле?..» Марат Хуснуллин

14 ноября, 16:28

Андрей Мкртичян: «Главная проблема на рынке госзаказа — несовершенство расценок»

Сегодня в 13:00

Реальные рыночные цены на строительные материалы и стоимость работ зачастую существенно отличаются от сумм в сметах в рамках государственного заказа. Эта проблема является ключевой для компаний, работающих на рынке госзаказа, считает генеральный директор строительной компании «Геолайн» Андрей Мкртичян.

Фото: NSP

— Увы, государственное регулирование стоимости работ и основных материалов не отражает реального положения дел на рынке. В регионах фиксируется значительная разница между реальными рыночными расценками и цифрами в сметной документации. Например, куб бетона (с учетом материалов и работ по монтажу) в среднем по рынку стоит около 50 тыс. рублей, тогда как федеральные расценки составляют около 28 тыс. рублей за куб.

При этом в Москве, по его словам, ситуация иная: расценки на материалы и работы здесь соответствуют рыночным. Результат очевиден: достаточно посмотреть, сколько проектов реализуется в Москве, и насколько успешно в столице отлажены строительные и производственные процессы.

Еще одной сложностью на рынке госзаказа эксперт называет отсутствие учета региональных ограничений. Сметные расценки зачастую не учитывают, например, количество карьеров с песком в том или ином регионе, а также стоимость логистики, что приводит к удорожанию строительных материалов. В итоге подрядчики вынуждены приспосабливаться к существующим реалиям, иногда даже работая себе в убыток или останавливая работу по проектам.

Проблема несовершенства ценообразования на рынке госзаказа достаточно давняя — последний раз капитальное изменение расценок проводилось почти 15 лет назад. «Важно отметить, что корректировка цен на материалы и их приведение к рыночному уровню положительно повлияет на прозрачность проводимых процедур в госзаказе. Это, в свою очередь, повысит качество и количество успешно реализуемых проектов, в том числе стратегически важных.

Стоит отметить, что в России продолжается активное развитие рынка госзаказа. По данным сервиса «Контур.Закупки», в первом полугодии 2024 года количество открытых процедур в Единой информационной системе (ЕИС) в рамках 44-ФЗ выросло на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Показатель достиг отметки в 2,5 млн процедур. Аналитики отмечают, что рост активности по размещению тендеров на российском рынке госзаказа наблюдается на протяжении последних четырех лет.

При этом общая сумма затрат на госзакупки за первые шесть месяцев 2024 года снизилась незначительно (-1,6%) и составила около 6 трлн рублей. Наибольший объем сумм тендеров фиксируется в таких отраслях, как строительство, медицина и топливная промышленность.

Согласно данным сервиса «Контур.Закупки», сумма тендеров в строительной отрасли в первом полугодии 2024 года немного сократилась — с 2,9 до 2,6 трлн рублей ( минус 8%). Одной из возможных причин аналитики называют продолжающийся рост цен на строительные материалы, что приводит к более осторожному расходованию средств заказчиками.

Неоспоримым плюсом для компаний, работающих в сфере госзакупок и госзаказа, является наличие единой информационной системы (ЕИС), а также перевод всех этапов тендеров в цифровой формат.

Безусловно, полноценный электронный документооборот в ЕИС является одним из ключевых аспектов развития рынка государственного заказа. Процессы становятся более прозрачными, удобными и адаптированными к современным технологиям, что ведет к более эффективному использованию бюджетных ресурсов и развитию российской экономики в целом.