НАШ ЦИТАТНИК: «Запрет на определенные ипотечные схемы был бы действенным, если бы его оформили в виде закона или постановления правительства, а не в виде «рекомендаций», как в случае с ипотечным стандартом...» Татьяна Хоботова

30 января, 05:01

Максим Бухаров: «Чтобы установить сервитут, необходимо строго соблюдать регламент»

Сегодня в 07:15

Город – сложно устроенное хозяйство. Через частные территории проходят инженерные сети и дороги. Спорные ситуации помогает урегулировать механизм сервитута. Об особенностях этого правового механизма рассуждает Максим Бухаров, юрист практики разрешения споров Rightmark Group.

Максим Бухаров
Максим Бухаров. Фото: пресс-служба Rightmark Group.

В советском праве сервитутов не было, потому что не было и частной собственности на землю. В новейшей истории России институт частной собственности становится основой рыночной экономики. И все чаще возникают ситуации, когда право собственности нужно увязывать с общественным (публичным) интересом.

Публичный сервитут – это право ограниченного пользования земельным участком, установленное в публичных интересах. Он позволяет обеспечить доступ к объектам инфраструктуры, использовать участки для размещения инженерных сетей, линий связи, проведения изыскательских работ и других целей, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ.

В 2017 году Верховный суд РФ опубликовал Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута.

В Петербурге порядок установления публичного сервитута регулируется Административным регламентом комитета имущественных отношений (КИО).

Заявителями могут быть юридические лица, чья деятельность связана с обеспечением публичных интересов. Это могут быть субъекты естественных монополий, владельцы линейных объектов (например, линий электропередачи, трубопроводов, линий связи), а также другие лица, предусмотренные законодательством. Для получения публичного сервитута заявитель должен подготовить и подать ходатайство.

Ходатайство составляется в установленной форме. В нем указываются обоснование необходимости установления сервитута, кадастровые данные земельного участка и цели его использования.

Практическим примером, подчеркивающим важность обоснования и учета всех обстоятельств, является дело компании «Газпром газораспределение». Организация обратилась за установлением сервитута для прокладки газопровода через сельскохозяйственные угодья. Первоначально положительное решение местной администрации было поддержано судами, но Верховный суд отменил эти вердикты и указал на необходимость оценки воздействия строительства на мелиоративные системы и рассмотрения альтернативных маршрутов. Этот случай демонстрирует, что установление публичного сервитута требует детального анализа для минимизации ущерба и соблюдения баланса между частными и публичными интересами (дело № А41-83261/2022).

К ходатайству прилагаются графическое описание границ сервитута с координатами, документы, подтверждающие права на линейные объекты, если они не зарегистрированы в ЕГРН, а также доверенность, если заявление подает представитель.

Ходатайство может быть подано в комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (КИО), если участок находится в государственной собственности Санкт-Петербурга, или в ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга», если участок находится в муниципальной собственности. Подача заявления возможна лично, почтой или через портал государственных услуг Санкт-Петербурга, в электронном виде, с использованием квалифицированной электронной подписи. После регистрации заявления в течение одного рабочего дня происходит проверка его содержания и полноты комплекта документов. Если выявляются ошибки или недостатки, заявление возвращается без рассмотрения. При успешной проверке заявление передается на следующий этап.

Следующим шагом является уведомление правообладателей земельных участков о возможном установлении публичного сервитута. КИО публикует уведомление на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга, на сайте КИО и на информационных стендах муниципального образования, где расположен участок. Правообладатели могут подать возражения в течение 30 календарных дней с момента публикации уведомления. Все поступившие возражения рассматриваются специалистами КИО, после чего принимается решение о продолжении процедуры или отказе в установлении сервитута.

На этапе подготовки межведомственных запросов КИО собирает информацию, необходимую для принятия решения. Запросы направляются в Росреестр (для получения сведений о правах на землю и объекты недвижимости), в Федеральную налоговую службу (для получения данных о юридических лицах), а также, при необходимости, в другие ведомства и службы. Срок получения ответов составляет до 30 календарных дней. После завершения сбора данных проводится их проверка и анализ. Если данные неполные или содержат ошибки, отправляются дополнительные запросы.

Завершающий этап – принятие решения об установлении сервитута или об отказе в его  установлении. На основании собранных данных КИО оценивает правомерность и целесообразность установления сервитута. Решение принимается в срок до 45 рабочих дней. При положительном решении сервитут регистрируется в ЕГРН, а заявитель получает право использовать земельный участок в установленных границах. В случае отказа заявитель уведомляется о причинах и может повторно подать заявление после устранения недостатков. Уведомление о принятом решении направляется заявителю в течение трех рабочих дней.

Процесс установления публичного сервитута в Санкт-Петербурге требует строгого соблюдения порядка и сроков на каждом этапе. Мы рекомендуем заявителям внимательно изучить требования Административного регламента и подготовить полный комплект документов, чтобы минимизировать риск возврата заявления без рассмотрения.