Фоторепортаж: как выглядит Шлиссельбургский тракт — булыжная дорога вдоль Невы, которая может скоро исчезнуть
Шлиссельбургский тракт — дорога вдоль Невы к Усть-Ижоре, замощенная еще при Петре I. Историческую булыжную мостовую тут могут закатать в асфальт. Корреспондент NSP прогулялся «по старым камням».

Шлиссельбургский тракт — это дорога в Архангельск, проложенная через Шлиссельбург при Петре I. Идет она вдоль берега Невы от района Металлостроя в сторону Усть-Ижоры. Добраться сюда можно автобусом от метро "Рыбацкое" и потом пешком до набережной.
Уникальность места — сохранившееся булыжное покрытие: в сочетании с видами на Неве это придает дороге особый шарм.
Несмотря на отсутствие благоустройства, набережная с брусчаткой производит особенно уютное впечатление. Автомобили тут попадаются, но перемещаются осторожно, не пугая пешеходов. Движение неспешное, по старым камням ходят родители с детьми, собаки с хозяевами, ездят велосипедисты.
На некоторых участках можно идти, любуясь Невой. А часть дороги проходит мимо заросшей леса набережной. Для желающих помедитировать на Неву (таковых немало) есть тропинки к воде. С противоположной стороны от дороги стоят частные дома на любой вкус: от старых простых деревянных дач до изысканных коттеджей.
Финал пути — поселок Усть-Ижора, центр которого признан достопримечательным местом. Тут сохранился целый комплекс исторической застройки: церковь святого Благоверного князя Александра Невского, волостная управа, ямская станция. Историческое покрытие сохранилось у церкви.
Брусчатку Шлиссельбургского шоссе начали ремонтировать в 2021 году, но градозащитники возмутились техникой проведения работ. В конце того же года дорожному участку в Усть-Ижоре дан статус достопримечательного места — это защитный, но наиболее обтекаемый из возможных статусов, охраняющих культурное наследие.
В 2025 году Дирекция транспортного строительства объявила конкурс на корректировку документации, и судя по техзаданию, дорогу могут просто закатать в асфальт, превратив в обычную улицу.
Мнение эксперта
Дмитрий Баранов, эксперт ассоциации «Пошли, поехали», ведущий инженер OTS Lab: там нужен простой текущий ремонт с устранением дефектов булыжного покрытия:
— Прошлый проект капитального ремонта Шлиссельбургского шоссе предусматривал устройство имитации исторического покрытия в виде булыжной мостовой, уложенной на пескоцементную смесь, скреплённой цементобетоном, устроенной на жёстком основании из цементобетона. По сути, это — полностью новое бетонное покрытие, с новым основанием, в которое вставлены старые камни, выполняющие сугубо декоративную функцию.
Как показывает опыт, такое покрытие не выглядит аутентично, поскольку нарушается изначальный рисунок мощения с тщательным подбором размера камней, камни тонут и пачкаются в цементе, получается совсем другой вид. А из-за жесткости в нем требуются деформационные швы, без которых оно потрескается на куски произвольной формы.
Но самое ужасное — это то, что полученное покрытие становится практически неремонтопригодным, так как камни связаны цементом, и их будет уже очень трудно отделить друг от друга без повреждений. То есть, когда это покрытие придет в негодность, его будет проще полностью убрать вместе с камнями, выкинуть на свалку и искать новые булыжники.
Кроме того, такое покрытие, в отличие от настоящей булыжной мостовой (где вода постепенно впитывается в подстилающий слой), является водонепроницаемым, на нем будет скапливаться вода, создавая скользкость и летом и зимой. В общем, масса технических недостатков. Но реализация проекта была остановлена.
Мне видится правильным вариантом простой текущий ремонт с устранением дефектов булыжного покрытия. Для этого не нужна проектная документация, не нужен полный демонтаж, это — локальные мероприятия, не затрагивающие те участки, где покрытие в хорошем состоянии. Ничего не менять, просто выровнять там, где есть ямы. По той же технологии, что была применена ранее при устройстве этого покрытия.
Полагаю, оно уже не раз ремонтировалось с тех пор, как был замощен булыжником Шлиссельбургский тракт. Примеров ремонта исторического булыжного покрытия без изменения конструкции в городе достаточно. Хотя, конечно, компетентных специалистов в этом деле осталось крайне мало.
Теперь же объявлена закупка на разработку проекта капремонта заново. В ней вообще ничего нет про булыжное мощение. Это — стандартный текст техзадания, который просто копируется из проекта в проект. Проектировщик должен разработать проект, в котором никакого булыжника не будет вовсе, вместо него должно быть спроектировано асфальтовое покрытие на всём протяжении. При чем, там не учитывается даже тот кусок, который взят под охрану. Полная безнадега...
