НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 17:57

Развод по-депутатски

17 ноября 2019 в 21:14

Правила раздела имущества при разводе существенно изменятся из-за поправок в Семейный кодекс.

Правила раздела имущества при разводе существенно изменятся из-за поправок в Семейный кодекс.

В Думу внесён законопроект, подготовленный депутатами Тамарой Плетнёвой (председатель Комитета ГД по делам семьи) и Павлом Крашенинниковым (руководитель Комитета по законодательству). Поправки коснутся нескольких федеральных законов, но в основном – Семейного кодекса. Как отмечают инициаторы законопроекта, действующий СК РФ был принят ещё в 1995 году. Его положения часто противоречат современному гражданскому законодательству и, как говорится в пояснительной записке, «не позволяют обеспечить защиту имущественных интересов супругов».

Одна из главных проблем: сейчас при разводе общее имущество супругов в судах рассматривается по частям, как набор отдельных объектов. Один процесс может быть посвящён разделу недвижимости, другой – распределению долей в компаниях, третий – средствам на счетах. Причём в каждом случае могут быть применены разные пропорции. Законопроект предлагает суду делить всё совместно нажитое оптом, установить распределение долей для любого имущества и денег, включая долги и обязательства.

То есть первый шаг – собрать сведения обо всех активах, включая недвижимость, акции, паи и пр., второй – определить доли, например, 50 на 50. Или 30 на 70, или 10 на 90…

Причём имущество будет считаться «общим» и в том случае, если оно приобреталось на «личные средства» одного из супругов. (Сейчас в судах разделу подлежит только собственность, приобретённая на «общие доходы», что вызывает противоречия и конфликты.)

Если уже после раздела в суде кто-то из супругов узнает о скрытой собственности (бывает: ну, забыл экс-супруг от расстройства про отель в Марбелье или виллу в Ницце), это имущество также подлежит разделу в пропорциях, установленных судом.

Случается, что часть имущества один из супругов продал или подарил без согласия своей «половины». В этом случае его доля при разделе имущества будет уменьшена – на стоимость потихоньку отчуждённого объекта.

Законопроект касается и брачных договоров, введённых в России с середины 1990-х. К сожалению, отмечает Павел Крашенинников, такой контракт нередко признаётся недействительным и может быть расторгнут. Например, если один из супругов оказался в «крайне неблагоприятном положении». А это оценочная норма, и трактуется на усмотрение суда. Законопроект уточняет спорные положения и усиливает защищённость брачного договора. Его можно будет расторгнуть лишь в случае, если суд признает его «кабальной сделкой».

Отдельные пункты документа посвящены банкротству. Сегодня, если один из супругов обанкротился, кредиторы обращают взыскание на всё общее имущество супругов. И второму, который не влезал в долги, придётся удовлетвориться тем, что останется после распродажи с торгов. Если что-то останется. По новым правилам торги будут проводиться только после того, как суд разделит общее имущество супругов – и на погашение долгов пойдёт только доля должника. Причём определять доли будет тот же суд, который ведёт дело о банкротстве гражданина.

Интересные положения связаны с совместным владением долями предприятий. Если, например, у супругов есть 60% в компании, то после развода могут остаться два «кусочка» по 30%. А это совсем другое дело. Чтобы не дробить владение фирмой, законопроект оставляет за одним из супругов право выкупа.

Ещё одна форма защиты семейных интересов – регистрация права общей совместной собственности в силу закона. Сегодня оно не отражается в реестре (ЕГРН), если только супруг-приобретатель прямо об этом не просит. По мнению Павла Крашенинникова, это создаёт риски нарушения прав супруга, чьи права на недвижимость не указаны в реестре. Рискуют и покупатели такой недвижимости. Законопроект предлагает проводить госрегистрацию совместной собственности не только по желанию супруга, но и на основании решения государственного регистратора. (Правда, эта норма в некоторых случаях создаёт возможность для небескорыстного шантажа со стороны «бывших».)

К сожалению, ни в тексте законопроекта, ни в пояснительной записке не указано, чем должны руководствоваться суды, вынося решение о распределении долей. А при любых раскладах ключевая роль – именно за судом. Мировая практика противоречива: в Германии основная пропорция – 50 на 50, в Италии чуть ли не треть разведённых мужчин банкротятся; есть страны, где за основу берётся возможность сохранить для более слабой стороны «привычный образ жизни».

Кстати, по данным социологических опросов, около 50% россиян не доверяют отечественным судам. А разводами у нас заканчиваются более половины браков. И страсти вокруг раздела единственной квартиры кипят вполне шекспировские.

В российской элите интересные явления начались после введения обязательных деклараций о доходах для чиновников и депутатов. И особенно – после нескольких громких коррупционных процессов. Оказалось, что жены российских «випов» зарабатывают в разы больше, чем их супруги. Жена руководителя Татарстана – в 300 раз больше, доходы жены губернатора Брянской области – в 240 раз превышают доходы мужа,  супруга главы Ростеха получает вчетверо больше Сергея Чемезова… Очень успешными предпринимателями оказались также престарелые родители и несовершеннолетние дети высокопоставленных лиц.

Бывшая жена бывшего губернатора Сахалина Хорошавина претендует на половину от «коррупционного» миллиарда; генпрокуратура хочет забрать всё.

Новый порядок разводов обещает интригу. В случае развода суд может затрудниться: как оценить вклад каждого из супругов? Привлекать независимых оценщиков? Или делить пополам, невзирая на лица?

По крайней мере, пресса без сюжетов не останется.

Авторы законопроекта планируют, что поправки вступят в силу 1 марта 2020 года. Любопытно: имущество супругов Бонд будут делить по новым правилам или по старым? У дольщиков также есть вопросы к семейным активам владельца компании «ГлавСтройКомплекс» Николая Пасяды, собственника ИСК «Константа» Константина Крюкова... 

Мнение эксперта

Дмитрий НЕКРЕСТЬЯНОВ, партнёр АБ «Качкин и Партнёры»:


– Это действительно полезная инициатива, и она может решить ряд проблем.

Сейчас по спорам о разделе совместно нажитого имущества суд разрешает вопрос по конкретным объектам и без учёта долгов, а предлагается разрешать такие споры исключительно комплексно, учитывая все обстоятельства.

При банкротстве совместно нажитые объекты не продаются с торгов (по заниженной цене), сособственник может выкупить вторую долю.

По вопросам соблюдения прав супруга предлагается всегда в Росреестре указывать второго супруга и наделить регистратора правом самостоятельно вносить эти данные.

Существенно ограничиваются возможности оспаривания брачного договора с соблюдением принципа pacta sunt servanda (договоры должны исполняться).