НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 12:00

«Норманн» банкротится

Строительная компания «Норманн» намерена подать иск о собственном банкротстве.

Строительная компания «Норманн» намерена подать иск о собственном банкротстве.

В Едином федеральном реестре о деятельности юрлиц появилась запись о планируемом банкротстве группы «Норманн», пишет «Деловой Петербург». Заявления о собственном банкротстве собираются подать компании «Норманн», «Норманн ЛО», «Норманн-Запад». «Мы заявили о намерении подать иск о банкротстве своих компаний, чтобы иметь возможность контролировать ситуацию и избежать недружественных действий», – комментирует генеральный директор «Норманна» Борис Бросалин. Он добавляет, что компания намерена сделать всё, чтобы избежать банкротства, достроить дома и передать квартиры дольщикам (их у неё 6200 человек).

Напомним, что в картотеке арбитражного суда зарегистрированы несколько исков о признании несостоятельными отдельных структур «Норманна»: ООО «Норманн ЛО», ООО «Норманн-Строй», НАО «ИСГ «Норманн», ООО «Норманн». Однако пока компаниям удается избежать банкротства. Например, в начале апреля арбитраж отказался ввести наблюдение в отношении «Норманн ЛО». Иск подан частными лицами, но к моменту рассмотрения дела долг в 3 млн рублей был погашен. Банкротом признана только компания «Норманн-Строй». В ее отношении открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника.

Холдинг «Норманн» реализует восемь проектов. Четыре из них – в Петербурге: малоэтажный комплекс «Нормандия» в Коломягах, комплексы «На Заречной» и «Три апельсина» на Парнасе и «Ижора Парк» в Металлострое. В Ленобласти холдинг строит ЖК «Яркий» в Янино-1, «Морошкино» в деревне Порошкино, а также «Десяткино» и «Десяткино 2.0» в западном Мурино. Стройки идут с отставанием от графика, где-то работы вовсе остановлены.

В «Норманне» не раз говорили, что проблемы связаны с недостатком оборотных средств. «Мы продаём недорогое жильё с минимальной наценкой и зарабатываем на объёмах. Когда продажи падают – начинаются проблемы с оборотными средствами. Отсюда и задержки. При этом у нас огромный – более 11 млрд рублей – резерв проектов, по которым есть разрешения на строительство, а также много непроданного жилья. Мы работаем на собственных средствах и ищем инвесторов, чтобы реализовать этот потенциал», – пояснял Борис Бросалин.

Тем не менее, в «Норманне» полагают, что банкротство не запрещает достроить дома и обещают завершить их в любом случае, использовав средства от продажи активов. Правда, о схеме их реализации пока договориться не удалось. При этом банкротство может  сделать бесполезным соглашение о достройке с властями Ленобласти. Ведь реализовать имущество будет проблематично. Завершить проекты можно будет лишь одним способом –  передать дома ЖСК, созданным дольщиками, или другому инвестору. Кстати, дольщики ЖК «Десяткино 2.0» уже разослали в крупные строительные компании письма с просьбой оказать содействие.

Подробнее о ситуации на объектах «Норманна» и о возможных сценариях развития.

ДОСЬЕ NSP 

СК «Норманн» появилась на рынке в 2004 году. Фирма работает под девизом «Квартиры первого выбора»: основная ставка делается на тех, кто покупает первое жилье, ключевой критерий  – низкая цена. Сначала застройщик возводил небольшие дома в Петербурге, а затем занялся более крупными проектами на границе города и области. В 2015 году компания замыкала двадцатку крупнейших российских девелоперов и возводила почти 500 000 кв.м жилья.

К маю 2017-го «Норманн» продал 11 000 квартир. К этому моменту компания построила 14 жилых комплексов (или 21 жилой дом): три очереди ЖК «Ижора Парк», три очереди комплекса во Всеволожске, две очереди ЖК «Шушары», первые очереди ЖК «Десяткино» и «Три апельсина», клубный дом «Коломяги бриз», ЖК «Два капитана», «Невская вертикаль» и дом на Витебском пр., 77, корп. 3.