Каких «малых архитектурных форм» не хватает в центре Петербурга? Из памятников нового времени вам какие-нибудь нравятся?
Комитет по архитектуре объявил конкурс на разработку «малых архитектурных форм» для исторического центра и приглашает поучаствовать профессиональных архитекторов, художников, дизайнеров и скульпторов. В конкурсе три направления: литературный Петербург, Петербург петровского времени и традиции ленинградского авангарда. Своим мнением с NSP поделились Алла Эккерман, Руслан Чернобаев, Ольга Колганова, Сергей Степанов, Евгений Богданов и др.
В городе и впрямь не хватает памятников и «тематических элементов благоустройства»? Оставим в покое Медного всадника – из памятников нового времени вам какие-нибудь нравятся? А какие вызывают неприязнь? Какой из уголков петербургского центра вам наиболее симпатичен и почему?
Алла Эккреман,
руководитель ГУП «ГУИОН»:
– В той части города, где много гуляющих, много туристов, элементы благо-устройства, да хоть те же скамейки, будут вполне полезны и востребованы. А если ещё и в интересном авторском варианте…
У меня неприязни к новым памятникам нет. Даже к шемякинскому Петру как-то притерпелась. Любимое место – Крестовский остров, и особенно – панорама, которая открывается с пешеходного Яхтенного моста. Вид с ЗСД тоже впечатляет: сочетание старого и нового. А ещё у меня теперь есть «личный» памятник: мы три года занимались реконструкцией здания Литейной гимназии на ул. Маяковского, 19/15.
И можем гордиться результатом! Теперь там размещается многофункциональный центр ГУП «ГУИОН».
Святослав Гайкович,
руководитель АМ «Студия-17»:
– Конечно, Петербург не обделён малыми формами и памятниками. Хотя и в других городах России появляются интересные объекты, к примеру, памятник букве Ё в Ульяновске или группе «Битлз» в Новосибирске. Но и в Петербурге есть места, которые хорошо бы причесать и облагородить. Так, в городе много скучных мостов, на которых могли бы появиться интересные фонари и решётки. Что касается самого конкурса, то я как вице-президент Союза архитекторов – обеими руками за. Любой конкурс полезен: это инкубатор идей, пусть даже они сразу не доходят до реального воплощения.
Руслан Чернобаев,
директор по стратегическому развитию центра ArtPlay SPB, президент проекта Saint-Petersburg Design Week:
– Новые архитектурные формы нужны, это поможет раскрыть существующие легенды Петербурга, а может поспособствовать появлению новых легенд — это пойдёт на пользу городу.
В историческом центре редко появляются новые значимые места, интересные туристам. Вот Чижик-Пыжик регулярно собирает возле себя туристов, для многих этот милый памятник — обязательная часть программы. А совсем недалеко, на набережной Фонтанки, есть Мозаичный дворик. Это очень интересное место, в него вложено много труда и таланта, но его почти не посещают. Я недавно открыл его для себя, был поражён и стараюсь всячески его популяризировать.
Люблю Михайловский сад во время фестиваля «Императорские сады России». Стараюсь не пропускать это мероприятие, приглашаю друзей.
В прошлом году как раз одним из тематических заданий был авангард. И как здорово выглядели авангардные скульптуры в классическом императорском саду!
Наталья Суслова,
генеральный директор коммуникационного агентства «Репутация»:
– Такие инициативы, конечно, похвальны. Но приводят к непредсказуемым результатам. Я могу вспомнить лишь единичные примеры «малых форм архитектуры», которые удачно вписались в окружающую застройку. Памятники в историческом центре, которые пользуются популярностью (например, Чижик-Пыжик на Фонтанке), были созданы стихийно. В «спальных» районах многие интересные объекты сделаны силами застройщиков. Возможно, объявленный конкурс принесёт интересные результаты, но в Петербурге практически всё делается с оглядкой на историю, и мы рискуем получить очередные скучные или не понятые горожанами «шедевры». Причина этого – самоцензура и авторов, и тех, кто определяет лучших.
Если говорить о современной архитектуре малых форм – ужасно всё, что реализовано в последние 30 лет на Большой Охте. При этом в соседнем бизнес-парке «Полюстрово», который развивает УК «Теорема», вполне весёлые и уместные «памятники».
Ольга Колганова,
директор по маркетингу компании «Хун-Фу Новый Сити»:
– Очень люблю Коломну, старый Петербург, Ленинград. Только жалко смотреть на безлюдные и ветшающие дома. Васильевский остров в сторону Гавани производит впечатление архитектурной «мурзилки».
Снимаю шляпу перед Новой Голландией – это качественный пример возрождения памятника и создания современной архитектурной среды, живого городского пространства.
Дмитрий Михалёв,
руководитель службы по работе с госорганами компании «СПб Реновация»:
– Важно, где именно эти малые архитектурные формы будут размещаться. От этого во многом будет зависеть их восприятие и полезность для городского ландшафта. А вообще идея интересная, но, боюсь, как всегда, всё упрётся в её реализацию на практике.
Рафаэль Даянов,
руководитель АМ «Литейная часть 91»:
– Давайте вспомним, что такое малые формы. Это скамейки, урны, фонари – то есть жизненно необходимый антураж. Честно говоря, из того, что появилось в Петербурге
в последние годы, мне не нравится ничего. Уместнее говорить не об их дизайне, а о том, чтобы они просто БЫЛИ. Увы, в городе их в разы меньше, чем было в послевоенном Ленинграде. Куда всё делось и почему? Кстати, те малые формы были созданы тоже по конкурсному проекту и были совсем неплохи.
Если же говорить о памятниках, то, по-моему, у города нет продуманной концепции их установки. И возникают странные ситуации, когда Петербургу дарят памятник Жанне д’Арк и поставить его нужно непременно в историческом центре. Доходит до абсурда: Жанну д’Арк можно, а памятник великому русскому художнику Врубелю — нельзя!
Бывая в Берлине, я всегда сожалею, что в Петербурге нет памятника генералу Берзарину – почётному гражданину столицы Германии, первому коменданту Берлина. А ведь он родился в Петербурге. В Берлине его имя носят площадь и мост, есть памятный знак на месте его гибели. А в Петербурге – ничего.
Сергей Мохнарь,
генеральный директор «ПСК-Недвижимость»:
– Есть два аспекта. Первый — чрезмерный фокус на центре. Про другие районы города у нас всё время забывают. Стоило бы учесть появление таких форм в новых районах, и нужно привлекать девелоперов к развитию.
Второй аспект — реальная потребность горожан. Современному человеку в современном городе должно быть в первую очередь комфортно. Комфортно проводить время с друзьями и детьми, ходить на прогулки и свидания.
Прекрасный пример и памятника, и места для культурного досуга – Новая Голландия. Таких мест должно быть гораздо больше! Вдоль Фонтанки и Мойки так и просятся пешеходные променады. Тогда и коммерческая недвижимость здесь будет развиваться.
Несколько лет назад в центре Хельсинки открылся развлекательный комплекс с сауной и бассейнами под открытым небом. А сверху расположилась общественная зона, с живой музыкой, мягкими креслами и шикарным видом на площадь и акваторию гавани. А где петербуржцы могут вот так с комфортом полюбоваться Невой? Нигде.
Конечно, парки вроде Летнего сада – прекрасное место для прогулок. Но современному человеку необходимы более демократичные площадки. А там и место для современного искусства найдётся.
Степан Липгарт,
руководитель архитектурного бюро Liphart Architects:
– Качественные малые архитектурные формы создают культурный код города, несут определённую информацию об истории места, персоналиях и событиях, связанных с ним. Будучи приближёнными по масштабу к восприятию человека, они способствуют более комфортному переживанию городского пространства.
Однако при проектировании тех или иных элементов необходимо тщательно анализировать их уместность для конкретной локации. Обилие нефункциональных малых форм сомнительного качества – характерная черта благоустройства современных российских городов.
Гораздо важнее любых доморощенных скульптур и арт-объектов для исторического ландшафта нашего города современное благоустройство: долговечные покрытия пешеходных зон из натурального камня, продуманное озеленение, современные объекты для отдыха и активности горожан.
Оксана Харченко,
руководитель отдела продаж компании «Петрополь»:
– Петербург богат историческими и современными архитектурными памятниками и зданиями. Из построек последнего столетия я бы выделила дом Розенштейна на площади Льва Толстого, здание гармонично вписывается в общий стиль. Есть также и новостройки, привлекающие внимание. Например, ЖК «Русский дом» у станции метро «Чернышевская». Мне очень нравится именно этот район. Здесь много зданий в самых разных стилях, при этом их объединяет общий дух уникальной питерской архитектуры.
Сергей Степанов,
директор по продажам компании «Строительный трест»:
– Мне нравятся памятники, посвящённые историческим личностям и событиям, символизирующие явления и эпохи. Кроме того, привлекают литературные персонажи. Например, Остап Бендер на Итальянской улице у дома Жако. Подобные скульптуры со временем обрастают легендами, становятся популярными и любимыми в народе. Как Чижик-Пыжик на Фонтанке или кошка Василиса на Малой Садовой. Вообще хочется, чтобы в нашем городе было как можно больше красивых и интересных памятных мест, создающих настроение и уют, а революционеров, наоборот, поменьше.
Тематические элементы благоустройства и малые формы нужны Петербургу. И не только центру, но и остальным районам. Особенно тем локациям, где строятся крупные жилые комплексы.
Евгений Богданов,
основатель проектного бюро Rumpu:
– Я считаю, что малых архитектурных форм и скульптурных композиций в таком городе, как Петербург, никогда не будет много. Украшать его можно бесконечно. Важно лишь, чтобы это было сделано талантливо. Поэтому я приветствую подобные архитектурные конкурсы. Нам нужны свежие идеи.
В историческом центре мне больше всего нравится район между Дворцовой и Литейным. Это парадный Петербург во всём его великолепии. Если говорить про современные композиции, мне как выпускнику восточного факультета СПбГУ нравится ансамбль во дворе факультета, созданный ещё в мою бытность студентом. Также мне нравится «Город мастеров» в Коломягах. Очень люблю сложные многоярусные композиции, которые держатся за счёт своего веса, без скрепляющих их элементов.
Андрей Хитров,
генеральный директор EKE Group в Петербурге:
– Я двумя руками за любые конкурсы независимо от того, примет ли город результаты. Отвергнутые работы могут понравиться девелоперам и найти применение в новых проектах. А небольшие «фишки» придают уголкам города особый вкус, особенно если подчёркивают его особенности, его культуру.
Главным памятником нового времени в Петербурге я считаю «Лахта-центр» и нахожу образ иглы, пронзающей небо, интересным. Разумное сочетание исторического и современного Петербургу совсем не помешает. Конечно, всегда встаёт вопрос, насколько это отвечает хорошему вкусу. Но полно примеров, когда проекты, критикуемые и даже отвергаемые обществом, спустя какое-то время становились символами – например, дом Зингера. Так что спорных решений тоже избегать не надо.
Я люблю район за Конюшенной площадью – очень милые, по-настоящему петербургские дома. Мойка особенно хороша по утрам, когда солнце только встало. Кстати, жаль, что не пошёл проект «Плаза Лотус Групп» – я бы не возражал увидеть Царские конюшни обновлёнными.