НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 12:30

Дистанция роста

6 октября 2019 в 16:19

Президент «Адвекс. Недвижимость» Александр Романенко стал совладельцем онлайн-сервиса «Служба Роста».

Александр Юрьевич Романенко
Романенко Александр Юрьевич
президент
Корпорация «Адвекс. Недвижимость»

«Служба Роста» — платформа для дистанционного обучения агентов недвижимости. Первые курсы были запущены в конце 2017-го. «Сейчас в числе наших партнёров — более 500 компаний в РФ и ближнем зарубежье, — говорит Кирилл Кашин, управляющий партнёр компании. — Конечно, локальные рынки специфичны; наши курсы успешно работают в 150 городах, обучение прошли более 5000 человек. Мы рассчитываем в ближайшие два года удвоить эту цифру…» С платформой «Служ­ба Роста» сотрудничают многие крупные российские фирмы: «Этажи», «Перспектива 24», «Миэль», Century 21, «Мегаполис-Сервис», «БестЪ». Но основная клиентура — небольшие агентства, для них это единственный способ системно обучать агентов.

Сумма и условия сделки не разглашаются; по оценке участников рынка онлайн-продуктов, контрольный пакет сервиса с такой посещаемостью и перспективой может стоить от 5 млн до 15 млн рублей. Александр Романенко рассчитывает, что его приобретение окупится за 3-4 года. Но прибыль — не главная цель… 

А в чём заключается главная, мы попытались выяснить в личной беседе. 

- Александр, профессия «риэлтор» до сих пор законодательно не определена. Чему же учить, когда рамки размыты?

- Во-первых, с этого года уже действуют профессиональные стандарты: Министерство труда утвердило их по предложению ТПП. Это пока рекомендация, а не обязательная мера, всего лишь первый шаг, но он сделан. 

Во-вторых, многие проблемы рынка упираются именно в низкое качество «профильного» образования. В агентствах огромная текучка, приходят люди без знаний, без опыта. На первых неудачах ломаются. Кроме того, сейчас на рынок вышло убийственное количество псевдобизнес-тренеров, которые учат чему угодно и как угодно. Некоторых я бы вообще близко к недвижимости не подпускал… 

- Ну, не обязательно приглашать коучей. Есть, например, Институт недвижимости…

- Институт недвижимости — старейшее учебное заведение. Основная форма обучения — очная, есть лицензия; это дополнительное образование для взрослых. Но уже десять лет здесь идут одни и те же несколько курсов. Для агентов, для брокеров, юрисконсультов, для специалистов по загородной, по коммерческой, по элитной недвижимости… Институт выпускает около 250 человек за год. И это в основном петербургская история.

А нужно делать больше интересных курсов, нужно использовать возможности дистанционного обучения, распространять передовые практики по всей России. Я начал изучать эту тему и понял: толковых программ мало! 

Я взял несколько курсов самостоятельного образования и лично их прошёл, выбрал лучшие. И понял: такие программы — с тестированием, с обратной связью — полезны не только начинающим стажёрам, но и работающим риэлторам. У них взгляд замылен, они зачастую отстают от новых трендов на рынке недвижимости. И руководителям это тоже полезно. 

В результате, проанализировав программы, я решил купить обучающую платформу «Служба Роста».
Конечно, многое нужно дорабатывать. Мы пригласили лучших специалистов. Начали делать небольшие удобные видеокурсы. Включая вопросы организации бизнеса агентов, вопросы рекрутинга, продвижения собственного бренда и так далее. Я подсчитал: нужно  около 20 курсов.

- Вы с Кириллом Кашиным рассчитываете через образование учинить революцию в сфере недвижимости?

- Конечно, нет. Я против революций. Это эволюционное движение. Но оно необходимо для правильного развития рынка. К сожалению, в России стратегии win-win до сих пор воспринимаются как экзотика. Попробуйте сейчас договориться о разделе комиссионных —  это очень и очень сложно. Представители продавца и покупателя должны сотрудничать во благо своих клиентов, а не тянуть одеяло на себя! И теряют на этом все: и риэлторы, и клиенты. 

- Но ведь сейчас главные проблемы рынка вроде бы лежат в другой плоскости: давление интеграторов, перенос части услуг на интернет-платформы. Сервису «ДомКлик» 
риэлтор не нужен…


- Да, простые, рутинные части сделки и вправду уходят в онлайн-сервисы. Хотя, полагаю, и операторам «ДомКлик» удобнее иметь дело с подготовленным агентом, а не разъяснять элементарные вещи массе «физиков»… Но представь себе: если финансисту понадобится квартира — как думаешь, он пойдёт за ней в «ДомКлик»? Услуги распадаются на составляющие; та, которая без ущерба поддаётся программированию, останется за компьютером. Зато ценность того, что не программируется (опыт, интуиция, знание рынка, знание психологии клиента, умения и навыки профессионального продавца), — возрастает.

Кстати: в Москве, при наличии огромной базы данных, разрыв между ценой предложения и сделки — 20-25%! Квартиры выставляют по 10 млн, а продают за 7,5-8 млн. Теряя время на избыточную экспозицию, теряя потенциальных клиентов…

Я два года отработал агентом в Калифорнии. Этот бизнес — одна из вершин предпринимательской деятельности. Те, кто добился в этой сфере успеха, — потрясающие, крутые бизнесмены, я их безмерно уважаю.

Если ты сразу людей правильно учишь — они потом так и работают. Никто в мире не придумал более эффективной модели…

На запрос «НП» оперативно отозвался и Кирилл Кашин
Он прокомментировал ситуацию так: “Сегодня в сфере недвижимости нет официального водораздела между профессионалами и теми «любителями», которые просто назвали себя агентами по недвижимости. Последние портят имидж профессии, и пока не принят закон, регулирующий нашу деятельность, единственный способ бороться «за чистоту рядов» — конкуренция. Чем больше правильно обученных агентов оперируют на рынке, тем меньше места остаётся неквалифицированным «коллегам». Я искренне верю, что через массовое обучение можно значительно улучшить ситуацию в отрасли…