НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

22 ноября, 09:35

Дольщиков убрали с пути

16 февраля 2017 в 13:00

Университет путей сообщения не в ответе за скандальный проект на Оранжерейной ул., 73 в Пушкине, где есть обманутые дольщики. Так решил суд.

Университет путей сообщения не в ответе за скандальный проект на Оранжерейной ул., 73 в Пушкине, где есть обманутые дольщики. Так решил суд.

Конфликту – почти девять лет, но до сих пор в арбитраже звучат отголоски давних событий, а в Смольном пока не решили, что делать с десятком обманутых покупателей, которые все еще борются за недострой.

Еще в 2004 году «Петербургский ГУ путей сообщения» (ПГУПС, бывший ЛИИЖТ) решил отдать под застройку порядка 4 га на Оранжерейной улице. Этот надел, расположенный рядом со студенческим городком, находился в оперативном управлении вуза и давно пустовал.

В 2005-м ПГУПС заключил инвестдоговор и договор подряда с компанией «РСУ-25», у которой были и другие проекты в Петербурге. Она взялась построить ЖК «Пушкинский фасад» (несколько шестиэтажных домов), передав университету порядка 10% помещений (в договоре подряда это было прописано как плата за технадзор, что важно для дальнейшей истории). Объект оказался долгостроем, деньги граждан привлекали по предварительным договорам. Только к концу «нулевых» РСУ-25 удалось завершить первую очередь на 140 квартир. В 2009-м фирма оказалась в стадии банкротства. Многим дольщикам пришлось оформлять собственность через суд и своими силами устранять недоделки.

При этом в рамках второй очереди компания успела лишь частично залить фундамент нового дома (Оранжерейная ул., 73, уч. 2). Там есть только железобетонная плита площадью 1560 кв.м. Уже тогда университет абстрагировался от конфликта, хотя и числился формальным застройщиком и получил часть помещений в новостройке (сколько именно, NSP неизвестно).

Банкротство РСУ-25 тянулось семь лет. Долги компании превысили 144 млн рублей, а имущества набралось не более чем на 20 млн рублей. Обманутым дольщикам 2-й очереди почти ничего не досталось. Они требовали оформить фундамент как незавершенку, но суд решил, что готовность объекта слишком низкая. В прошлом году арбитраж завершил конкурсное производство, РСУ окончательно ликвидировали. Тогда же Комитет по строительству включил оставшихся покупателей в официальный «Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены». Питерские чиновники обсуждали судьбу наследия РСУ с представителями ПГУПС и Росимущества. В частности, федералам предлагали поменять участок в Пушкине на схожий по цене и размеру надел в Петербурге, чтобы, возможно, передать брошенный фундамент новому инвестору. Но федералы отказались от мены, заявив, что у вуза уже появились планы на это пятно, связанные с расширением студенческого городка.

Пострадавшие дольщики пытались взыскивать ущерб напрямую с ПГУПС, но райсуд решил, что вуз в данном случае не должен отвечать за обанкротившееся РСУ-25.

В прошлом году в конфликте возник новый поворот. Дело в том, что договор подряда между ПГУПС и РСУ-25 так и не был закрыт. На завершающем этапе банкротства конкурсный управляющий РСУ продал на торгах права компании по этому договору – всего за 40 000 рублей. Покупателем стало ЖСК «Лидер», созданное дольщиками 2-й очереди. Этот ЖСК подал иск к ПГУПС, требуя взыскать почти 23 млн рублей задолженности по договору: мол, университет получал свою долю в проекте не просто так, а за осуществление технадзора. Но от проекта он давно отстранился, акты выполненных работ не закрыты, а значит, вуз должен возместить свою долю деньгами преемнику РСУ. На днях арбитраж отверг этот довод, снова защитив институт от нападок. ЖСК подаст апелляцию. «Ужасно еще другое, – говорят в кооперативе. – Пусть нам не удалось оформить фундамент как незавершенку, но по договору подряда нам отошли права на фундамент как на стройматериалы, а также на забор и бытовки на участке. Неизвестные попросту засыпали фундамент землей и стали вывозить все, что было на стройплощадке. Мы не раз вызывали полицию, но это не помогло».

Как пояснили нам в Комитете по строительству, хотя граждане и включены в специальный реестр, но решить их судьбу (например, поставить в очередь на жилье, которое строят по госзаказу) сейчас нереально. Дольщики с этого объекта не подпадают под соответствующие критерии.